Жюри в лице Общества развития латышского языка выбрало также и самое неудачное высказывание года. Этот титул получила фраза политика Алдиса Гобземса (KPV LV): «Сделаем все, чтобы создать страну, в которой люди хотели бы родиться».
Что касается слова influenceris, признаного самым неловким из новых слов, активно использовавшихся в латышском языке в 2018 году, то оно означает человека, чье мнение что—то значит в социальных сетях. Слово происходит от английского глагола to influence — «влиять». Языковеды отмечают, что в латышском языке уже есть слово influence, и оно означает «грипп».
Кстати, в русском языке тоже есть слово «инфлуэнца», и оно тоже означает грипп или простуду. Правда, его в последнее время используют редко, хотя в словарях оно сохранилось. В русском информационном пространстве тоже пытаются все чаще использовать слово «инфлюенсер», говоря о блогерах, влогерах и прочих активистах социальных сетей, и звучит оно столь же неловко, как и по—латышски.
В финал для слов—неудачников попали также lielā bilde (большая картина), darbības («деятельность», но во множественном числе), izporcionīt (поделить на части).
Слово года — zibmaksAjums — пришло из банковского бизнеса и означает «быстрый платеж». В финале за почетный титул с ним также боролись Sķēlestiesa (латышский вариант русского слова «откат»), veika (неологизм вместо слова darbība — «деятельность»), virsnullis, apnullis, zemnullis (обозначение погодных условий), jaunbArdis (латышский вариант слова «хипстер»).
Крылатым выражением года признана фраза «Выйди из телефона!», которая сопровождала рекламную кампанию CSDD.
В финал попали также фразы «Обыск депутата», «Улица Кр. Ремонта», «Мешочек ЧК нужен?».
Но, конечно, самое смешное — это неловкие фразы, появившиеся в публичном пространстве, которые латышские языковеды не пропустили мимо. На наш взгляд, самое забавное из этих перлов такое: «Служба госдоходов открыла новое производство марихуаны». Имелось в виду «раскрыла», «обнаружила».
Нельзя не улыбнуться и от таких фраз: «Создание правительства увенчалось без успеха», «Подушка, которая улучшает опыт сна», «Продукты, предотвращающие появление чувства голода».
Отличился и бывший министр земледелия Янис Дуклавс (ЗЗС), отказавшийся вводить в стране систему возврата тары: «Смотрю в окно, не вижу ни одной бутылки, ничего».
Григорий АНТОНОВ.