Вместе с тем господин Немиро в интервью LNT признал, что, видимо, судебные иски со стороны производителей зеленой энергии неизбежны.
Отметим, что в Латвии все—таки в большинстве случаев действует принцип правовой предсказуемости. На практике это означает, что нельзя резко, буквально к обеду, поменять правила игры в той или иной сфере. Или необходимо вводить переходный период, или предлагать пострадавшим какой—то механизм компенсации потерь.
Ведь если к 1 апреля вдруг отменяются дотации за зеленую энергию (и возобновляемые энергоресурсы), то тогда это может немедленно обанкротить как бизнес ветряных станций, так и, например, когенерационные станции. Понятно, что пострадавшие компании, особенно те, которые под развитие данного бизнесе влезли в кредиты, обратятся с исками в суд — и в Конституционный, и в суды общей практики.
Отсюда вывод: если правительство и сейм пойдут на ликвидацию КОЗ, то им нужно будет или найти другой источник субсидирования зеленой энергии в переходный период (например, за счет прибыли «Латвэнерго»), или запустить ликвидацию КОЗ только, например, со следующего года.
Не исключено, что в итоге минэкономики предложит красивый обман: КОЗ просто чуть—чуть видоизменят и переименуют. Иными словами, мы будем платить за зеленую энергию, но под другим соусом.
Есть еще и тот вариант, который предлагало минэкономики еще в период, когда им руководил Арвилс Ашераденс. А именно: домашние хозяйства от доплаты за зеленую энергию освобождаются и все платежи за зеленую энергию ложатся на коммерсантов.
Ясно, что простых и легких решений у проблемы КОЗ нет. И успеть до 1 апреля принять тот или иной вариант будет крайне сложно.
Абик ЭЛКИН.