В столице Китая погас олимпийский огонь, знамя Международного олимпийского комитета совсем неслучайно оказалось в руках мэра Милана, а значит, представители зимних видов спорта заряжаются на очередной цикл с мечтой выйти на старт следующих соревнований в Италии. Год 2026–й не за горами, и есть надежда, что атмосфера там будет куда более спортивной и соответствующей духу Олимпиад. Главное, ждем полных трибун и настоящих эмоций!
Равнение на норвежцев
Конечно, в первую очередь нельзя не восхититься достижениями норвежцев, которые взяли 16 золотых медалей, а всего 37. 16 наград высшей пробы — это новый рекорд для зимних Игр, 37 — повторение успеха сборной США на Олимпиаде в Ванкувере 12 лет назад.
Всего на пьедестал почета поднимались за эти две недели с небольшим представители 29 стран, Латвия в неофициальном медальном зачете осталась 27–й с бронзой в эстафете у саночников (Кристерс Апарьодс, Элиза Тирума и двойка Роберт Ботс и Мартиньш Плуме).
Плохо это или хорошо, как оценивать эту награду и какие итоги можно подвести?
Двоякие чувства главы ЛОК Тикмерса
На самом деле ощущения двоякие. Кстати, точно такую же оценку в разговоре с bb.lv дал глава Латвийского олимпийского комитета (ЛОК) Жорж Тикмерс. С одной стороны, у Латвии есть медаль, кстати, как и четыре года назад в южнокорейском Пхенчхане. Только тогда ее принесла нам бобслейная двойка Оскара Мелбардиса, а сейчас саночники. Как будто стабильность налицо. Но, с другой стороны, если быть до конца объективным, рассчитывали наши болельщики в начале февраля все–таки на несколько другой улов. На выходе у нас только одна медаль, плюс одно четвертое место (двойка в санном спорте Роберт Ботс и Мартиньш Плуме), три пятых места (саночник Кристерс Апарьодс, еще одна двойка в санном спорте Андрис и Юрис Шицсы и бобслейная четверка Оскара Киберманиса) и два седьмых места (скелетонист Мартинс Дукурс и еще один саночник Гинтс Берзиньш). То есть полным–полно — где–то рядом, но мало в цель. Это один момент.
Другой момент — крушение авторитетов. Тут прежде всего речь должна идти о выступлении Дукурса–младшего. Как бы мы ни относились к нему, к его титулам и многочисленным победам, седьмое место — не его точно. Подвели ошибки, а их было предостаточно. Да и братья Шицсы — Андрис и Юрис, проведя блестящий сезон, в решающий момент не смогли выстрелить. Пятое место также явно не то, на что они нацеливались перед поездкой в Пекин. Притом что к саночникам на этих Играх–2022 вообще не должно быть претензий. Эта команда по сути была лучшей в составе сборной Латвии в Поднебесной. Там, где смена поколений прошла гладко, там, где у нас есть четкие и радужные перспективы на ближайшие олимпийские циклы. О тех же бобслеистах такого точно не скажешь.
Кто в плюсе, а кто в минусе
Еще два вида спорта, к которым нужно отнестись самым серьезным образом и перестать смотреть на них сверху вниз, это шорт–трек и лыжные гонки. В первом случае молодые Роберт Крузбергс и Рейнис Берзиньш сумел и попасть в финалы В, а это большой успех при том, что у нас нет школы, нет достаточно специалистов. Но есть парни, которые готовы штурмовать новые вершины. То же самое можно сказать о наших перспективных лыжниках Патриции Эйдуки и Раймо Вигантсе. Они приятно удивили (последний умудрился в спринте стать 20–м)! Настолько, что заставили подвинуться даже эстонцев, у которых с лыжами всегда было все в порядке.
Если Маркус Виноградов — это будущее латвийского северного двоеборья, то Харалд Силов сказал, что он заканчивает. С его–то опытом он, кстати, мог бы в дальнейшем помочь в развитии нашим мастерам шорт–трека. Бобслеисты как ни старались, но побороться за третье место у них не получилось. При отличном разгоне сани не катили, да и с немцами тягаться было бесполезно. Наставник сборной Латвии Сандис Прусис решил пока взять паузу — будет ли он и впредь руководить командой, пока непонятно. Не может быть никаких вопросов не только к Виноградову, но и к фигуристу Денису Васильеву, который в Пекине был хорош. А еще к нашим горнолыжникам. 26–е место в слаломе Микса Звейниекса — это солидно.
А вот с биатлоном в Китае вышла промашка. За всех отдувалась Байба Бендика, которая со своей нестабильной стрельбой была не так хороша, как могла бы. Так что места в пятом десятке для нее стали на этой Олимпиаде родными. Руководство Латвийской федерации биатлона мечтает на следующие Игры выставить целую женскую команду — или мужскую, но получится ли, большой вопрос при нынешнем положении дел в этом виде спорта.
Хоккей стоит особняком
Особняком стоит хоккей и выступление сборной Латвии. В целом команда Хария Витолиньша не выпадала, неплохо смотрелась в матчах с фаворитами — шведами (2:3), и будущими олимпийскими чемпионами финнами (1:3), но вот два поражения от словаков (2:5) и датчан (2:3), особенно последнее за выход в четвертьфинал, смазали картину, где, увы, не было и на этот раз места игрокам НХЛ. Ни одной победы в четырех матчах — это плохо, но не трагедия. Но вот провальный третий период с датчанами — ужас.
В любом случае осадок остался, и теперь посмотрим, как тренерскому штабу удастся подготовить коллектив к майскому чемпионату мира в Финляндии. Тем более что через несколько месяцев нельзя будет ему рассчитывать на ветеранов — таких игроков, как Лаурис Дарзиньш, Мартиньш Карсумс и Каспар Даугавиньш.
Одна медаль — хорошо, но можно было и лучше
Да, одна бронза — в целом неплохо, но уж точно сборная Латвии могла выступить поудачнее и взять хотя бы еще пару медалей. Для этого были все предпосылки. Однако эти шансы не были использованы на все сто. Так что теперь жди следующих Игр в 2026–м…
Команда Латвии у нас молодая (средний возраст чуть более 25 лет), много дебютантов (почти два десятка атлетов) — но не было достаточно опытных бойцов? Все это так, но это ни в коем случае не отменяет главного: политика спорта в нашей стране требует кардинальных реформ. Недостаток финансирования на всех уровнях — от детско–юношеского спорта до спорта высших достижений (тут же в одном ряде стоит вопрос с зарплатами тренеров) — налицо. Пришла пора разобраться государству и с приоритетами и уже наконец–то сформулировать четко, чего мы хотим — здоровую нацию и победы на Олимпиадах — или раздачу миллионов на лекарства. Игры–2022 в Пекине показали, что у латвийского спорта есть будущее. Только надо заниматься им ежедневно и профессионально, а не актуализировать главные проблемы в этой сфере раз в четыре года.