Контролем занималась Международная организация по допинг–тестированию (ITA) — вот за ней–то и должны были следить независимые наблюдатели от WADA. И в WADA признали: в целом все прошло по плану, хотя и возникали некоторые проблемы.
Пожалуй, самая громкая из них — дело российской фигуристки Камилы Валиевой.
Всего обнаружено 16 положительных проб
Итак, за время Игр–2022 допинг–офицеры собрали 3100 проб: половину брали вне соревнований, а половину — во время. Всего протестировали 1620 спортсменов — это 55% от общего числа участников.
Чаще всего тестировали российских спортсменов, на втором месте — США, на третьем — Канада, Норвегия — шестая, а Китай и вовсе десятый. Правда, точных цифр в отчете нет, то есть неизвестно, насколько чаще россиян проверяли по сравнению с теми же американцами. Впрочем, что касается России, дело не только в скандалах прошлого и повышенном внимании — российских спортсменов банально много, в процентном соотношении число проверок/размер сборной российская команда только на пятом месте.
Больше всего проб взяли у лыжников — 552, на втором месте — биатлон (416 проб), на третьем — хоккей (368). Реже всего проверяли прыгунов с трамплина (43), керлингистов (50) и скелетонистов (59).
За время Игр лаборатория обнаружила 13 положительных допинг–проб: шесть из них были проверочными пробами от самой WADA (так оценивают надежность лаборатории), еще две поступили от спортсменов с оформленными терапевтическими исключениями (то есть законно употреблявшими эти препараты) и только пять действительно привели к отстранениям.
На допинге попались иранский горнолыжник Хуссейн Самех–Шемшаки, украинская лыжница Валентина Каминская (у нее нашли сразу три вещества), украинская бобслеистка Лидия Гунько и испанская фигуристка Лаура Баркеро.
Следить за атлетами попросили даже уборщиков
Опробована и еще одна новинка: впервые антидопинговые службы прибегли к помощи персонала, в частности уборщиков. Им рекомендовали следить за поведением спортсменов в олимпийской деревне, дали перечень объектов, которым нужно уделять особенное внимание. Если кто–то из клининг–персонала нашел бы подозрительный предмет, оставленный спортсменом, ему следовало сфотографировать его и отослать специалистам.
Информация от уборщиков и других осведомителей пригодилась, но ни к чему не привела — взяли 65 дополнительных проб у подозреваемых (53 до Игр и 12 во время Игр), но все они оказались чистыми.
Учли уроки Олимпиады в Сочи
После скандала в Сочи–2014, когда, по мнению WADA, сотрудники антидопинговой лаборатории подменяли допинг–пробы спортсменов через дыру в стене, к безопасности объектов для допинг–контроля подходят намного серьезнее. Вот как все выглядело в Пекине.
— На входе каждой станции допинг–контроля всегда стоял охранник, который проверял пропуска и уровень доступа у всех желающих войти. Внутри пункта допинг–контроля находилась стойка регистрации, которая отслеживала вход и выход любого человека.
— Все пробы сразу после взятия отправлялись либо в холодильник, либо в транспортировочную сумку для немедленного анализа. Холодильник всегда был закрыт, а ключ от него находился только у начальника станции.
— Начальник станции лично занимался подготовкой проб для отправки в лабораторию специальной курьерской компанией. Курьер привозил пробы, где их первым делом проверяла служба безопасности — смотрела на совпадение номеров, внимательно просматривала документы.
— В лаборатории пробы передавались на ресепшен через специальное окно, после вскрывались и тестировались. Лаборатория работала круглосуточно и без выходных.
— Наблюдатели от WADA порой следили за работой лаборатории, однажды — полный цикл в 24 часа. Также в лабораторию часто заходили эксперты WADA.
Испробовали новый метод — через пятна крови
На Олимпиаде в Пекине впервые использовали новый вид тестирования, основанный на сухих пятнах крови. При таком методе исследования биоматериал помещается на специальную бумагу и высушивается. Образец позволяет применять новые возможности для скрининга на запрещенные вещества, его проще хранить и транспортировать. Пробы собирались в виде капиллярной крови путем прокола пальца. Для этого использовали устройство CoreShell, недавно разработанное Китайским антидопинговым агентством (CHINADA).
Это устройство автоматически переносило капиллярную кровь в виде трех пятен крови (два пятна в качестве образца A и одно пятно в качестве образца B) на карту метаболизма и фармакокинетики лекарственных средств (в качестве впитывающей подложки для образца). Устройство также включало футляр для защиты от несанкционированного доступа, чтобы обеспечить безопасную доставку образцов в лабораторию. Интересно, что устройство впервые проверили только за две недели до Игр, так как приходилось привыкать к нему прямо во время турнира.
Всего за время Игр допинг–офицеры взяли 105 проб сухой крови — меньше, чем проб мочи и венозной крови.
Вспомнили и о Валиевой — её дело "чрезвычайно печально"
Отдельно коснулись в отчете и дела Камилы Валиевой. Если кратко: Камила сдала положительную пробу на триметазидин еще в декабре (то есть до Олимпиады), проба отправилась в лабораторию в Стокгольме, но протестировали ее слишком поздно — о результатах стало известно уже после командного турнира на Олимпиаде в Пекине. Этот случай вызвал обеспокоенность у независимых наблюдателей.
"Важно, чтобы тестирование велось перед крупными соревнованиями, но важно и обеспечить, чтобы лаборатория сообщала о результатах. Так же, как и ITA, наша группа хотела бы напомнить всем антидопинговым организациям о том, насколько важно обеспечить информированность лабораторий о приоритете проб, чтобы о результатах, особенно неблагоприятных, сообщалось заблаговременно до участия спортсмена в соревнованиях. Образцовый пример — крайне неудачная ситуация со спортсменом в фигурном катании (имя Валиевой не упоминается в отчете), чья проба, взятая за несколько недель до начала Олимпийских игр, дала неблагоприятный результат. У всех спортсменов, прибывших на Игры, должна быть возможность наслаждаться своими впечатлениями и знать, что они соревнуются на равных условиях. Эта ситуация была не только сложной для Международной федерации, МОК и ITA, но и, с точки зрения команды наблюдателей, чрезвычайно печальной".
Каков китайский итог?
Как итог — наблюдатели WADA остались довольны всей антидопинговой системой Пекина–2022: "Подавляющее большинство мер допинг–контроля были целенаправленными, что обеспечило эффективное использование ресурсов антидопинговой программы Игр. В этом контексте WADA хвалит ITA за всесторонний подход к высокому уровню целевого тестирования, учитывая значительный объем проделанной работы".