В прошлом году он покинул кресло члена Международного олимпийского комитета (МОК) по достижении возрастного лимита (80 лет). Теперь, уже на пенсии, Риди выпустил обширную автобиографию под названием "Воплощая олимпийскую мечту Лондона. Длинная жизнь в спорте".
По большей части книга посвящена борьбе Лондона за право принять Олимпийские игры 2012 года. Однако Риди не мог обойти и события, разворачивающиеся с 2015 года вокруг России. С типично британским юмором он рассказывает о кулуарных переговорах, собственных страхах и политических интригах. Вот главное, что можно узнать по сути:
— Россия дала понять, что вина с допинг–скандалом Сочи–2014 лежит не на одном Григории Родченкове.
— Один из предполагаемых хакеров WADA обвиняется и в покушении на убийство Скрипалей.
— Отношения между WADA и МОК не самые теплые, а события вокруг России их только обострили.
Хакерство против WADA и отравители Скрипалей
WADA при Риди серьезно пострадало от хакерских атак. Начиная с осени 2016–го и на протяжении двух лет хакерская группировка Fancy Bears выкладывала в сеть личную информацию спортсменов (в том числе о заболеваниях) и переписку между WADA и МОК. Именно благодаря хакерам стали известны, например, конфиденциальные сведения о терапевтических исключениях теннисисток Уильямс — Серены и Винус, или американской гимнастки Симоне Байлс, которой пришлось признаться, что она с детства страдает от синдрома гиперактивности, поэтому вынуждена принимать психотропные препараты.
WADA оказалось не готово к кибератакам и обратилось в соответствующие службы. Вот что рассказывает Риди:
— Как спортивный руководитель на общественных началах я обнаружил, что поведение некоторых людей по отношению к российскому кризису, мягко говоря, странное. Но часть этих реакций была абсолютно неприемлема. Полиция Нидерландов, а также спецслужбы Швейцарии и Канады занимались расследованием возможной хакерской атаки на совещания WADA в сентябре 2016 года. После того как мы направили запрос о сотрудничестве, я обнаружил у себя дома в Bridge of Weir, на западе Глазго, пятерых представителей Национального агентства по борьбе с преступностью Великобритании, которые проверили все мои гаджеты — телефон, компьютер, ноутбук, планшет, плюс двухчасовое интервью. Я никогда не жаловался на свою работу в спорте. Но было тяжело удержаться от этого, когда я узнал, что один из подозреваемых ими хакеров — тот самый бандит из ГРУ, который был идентифицирован как один из двоих, пытавшихся отравить Скрипалей в Солсбери. Кажется, мое волонтерство зашло слишком далеко.
Напомним, предполагаемое отравление Сергея Скрипаля и его дочери Юлии произошло в британском Солсбери в марте 2018 года. Скрипаль, в прошлом агент ГРУ, работал на британские спецслужбы. Предположительно он был отравлен нервно–паралитическим веществом класса "Новичок" и доставлен в больницу.
5 сентября 2018–го британская полиция опубликовала фотографии двух граждан России — Александра Петрова и Руслана Боширова, подозреваемых в покушении на убийство Скрипалей. По данным британским спецслужб, оба являются агентами ГРУ, прибывшими в страну под вымышленными именами. Российская сторона отрицает все обвинения и называет это британской провокацией.
Почему Россия признала доклад Шмида, а не Макларена?
Это уже не риторический вопрос. Тут есть важный нюанс. У доклада Шмида есть ключевое отличие. Он не говорит о "государственной" системе подмены проб и даже ставит под сомнение "институциональный заговор" (более мягкая формулировка из второй части доклада Макларена). Вместо этого в докладе Шмида написано: "Детальный анализ электронной переписки позволяет сделать вывод о причастности ряда лиц из Министерства спорта и других ведомств, таких как ЦСП, ВНИИФК, РУСАДА, лаборатории в Москве и в Сочи. Это подтверждают показания независимых свидетелей и результаты биологических и судебных экспертиз. Тем не менее объективные данные не позволяют Дисциплинарной комиссии определенно установить, кто придумал или возглавлял эту схему. Во многих случаях существовали отсылки на уровень министра спорта, но не было обнаружено данных, позволяющих утверждать об участии или знании о схеме на более высоких уровнях государственной власти".
При этом доклад Шмида почти дословно повторяет доклад Макларена в той части, где говорится о манипуляциях с пробами во время Олимпиады–2014, а также преступной деятельности лаборатории в период Григория Родченкова. Вот основные цитаты:
— Среди проб, отобранных в Сочи–2014, 13 проб (пять мужских и восемь женских) имели крайне высокие концентрации соли, несопоставимые с нормальными человеческими показателями. Комиссия МОК на основании биологического анализа может сделать вывод, что с этими пробами проводили манипуляции.
— Комиссия МОК подтверждает существование технологии исчезающих проб, а также технологии вскрытия и подмены проб, в особенности во время Олимпийских игр в Сочи, как описано в заключительной части доклада профессора Ричарда Макларена.
Стоит добавить, что публично российская сторона никогда не признавала манипуляций с пробами во время домашних Олимпийских игр в Сочи.
Риди подозревает Жукова в сговоре с руководством МОК?
Риди очень сдержанно пишет о событиях "российского кризиса", пересказывая решения WADA одно за другим. Но иногда позволяет себе отступления — например, рассказывая об исполкоме МОК 2016 года, накануне открытия Олимпиады в Рио.
— В день открытия сессии состоялось короткое заседание исполкома, на котором президент Бах сообщил, что несколько членов хотят обсудить ситуацию с Россией. Мне не понравился ход этой дискуссии. На протяжении 90 минут после открытия сессии члены МОК критически высказывались по ситуации, минимум трое критиковали лично меня. Атмосфера стала напряженной и неприятной. Я знал, что сотрудники МОК передают записки некоторым членам. Это подтвердили и сотрудники WADA, которые сидели на задних рядах. Все это создавало впечатление организованной и срежиссированной кампании. Во время кофе–брейка один из моих сотрудников случайно услышал, как в туалете один из руководителей МОК встретил президента ОКР Александра Жукова словами: "Мы сделали это, правда?"
Риди имеет в виду напряжение между МОК и WADA, которое существовало всегда, но обострилось в связи с российскими событиями. Считается, что МОК выбрал более мягкую линию поведения, в то время как WADA настаивало на самых жестких шагах.
Александр Жуков в 2016 году был действующим членом МОК. Несмотря на отстранение команд по легкой и тяжелой атлетике, а также паралимпийцев, по решению МОК российская сборная выступала на Играх с собственным флагом и гимном. И пока это последние для России Игры в таком статусе.