А всего за десять лет у России в Лондоне в общей сложности отобрали уже 11 медалей только в одном виде спорта. Караул! На этой неделе стало известно, что победительница Игр–2012 в Лондоне на дистанции 400 м с барьерами Наталья Антюх (на фото) — дисквалифицирована, ее олимпийский результат аннулирован.
Золото тает на глазах
Антюх еще в 2021–м признали виновной в нарушении антидопинговых правил и дисквалифицировали на четыре года. Тогда ее результаты аннулировали лишь с 30 июня 2013–го — то есть золото на Олимпийских играх оставалось чистым. Антюх оспаривала этот вердикт в суде, но безуспешно. Это было лишь отсрочкой. РУСАДА (Российское антидопинговое агентство) внимательнее покопалось в базе данных Московской лаборатории (LIMS) и продлило срок отстранения. Теперь бан стартует с 15 июля 2012–го и лишает Антюх олимпийского золота, которое было завоевано в августе того же года.
Прямо сейчас единственная легкоатлетка, сохранившая золото, — прыгунья в высоту Анна Чичерова. Но и у нее перспективы не безоблачны: после перепроверки в 2016 году в ее старых анализах найден анаболик. Чичерову отстранили на два года и лишили олимпийской бронзы Пекина–2008. Выступление в Лондоне в срок отстранения не попало. Но как показала история Антюх — этот финал может быть не окончательным.
К Исинбаевой претензий нет
Получается, из всех российских призеров Олимпийских игр — 2012 в легкой атлетике (а всего их было больше 20 человек, если считать участниц эстафеты 4х400 м) абсолютно в стороне от любых допинговых подозрений, с медалью и с идеальной репутацией остались только две прыгуньи по имени Елена. Соколова, которая прыгает в длину, и Исинбаева с шестом. Та Олимпиада сложилась для них непохоже: у Соколовой серебро — самый громкий успех в карьере, для Исинбаевой олимпийская бронза — главное поражение. Но важно, что обе спортсменки тогда тренировались с личными наставниками (у Соколовой — супруг Дмитрий, у Исинбаевой — Евгений Трофимов) автономно от сборной. Все остальные призеры Лондона–2012 от России, включая участниц эстафеты, в разное время отбывали допинговые дисквалификации.
Новая методика
Резонный вопрос может возникнуть: а не поздно ли отнимать награду, если прошло десять лет? В случае с Антюх — нет. Срок перепроверки проб — эти самые десять лет, а если считать по старому Кодексу, который действовал на момент Игр в Лондоне, то вообще восемь. Поэтому после 2020–го призеры Лондона по идее могли спать спокойно.
Григорий Родченков еще в респектабельном статусе главы Московской лаборатории сразу после той Олимпиады презентовал миру новую методику обнаружения анаболических стероидов. Она позволяла находить микродозы спустя очень существенное время после их приема. И именно благодаря этой методике по результатам перепроверок потеряли медали почти все российские призеры в легкой атлетике. Находили у них банальный туринабол — анаболический стероид, популярный еще во времена расцвета гэдээровского спорта. Но без методики Родченкова обнаружить его в пробах прямо в Лондоне не смогли. Но вот прошли десять лет, лондонские пробы уже уничтожены. Что же тогда происходит сейчас?
Суть в том, что срок давности действует только в отношении хранения проб, так как это связано со свойствами биологических жидкостей. А вот лишать медали на основании любых других аргументов, кроме положительной пробы, можно когда угодно. Случай с Антюх наверняка не последний. Еще в конце прошлого года WADA сообщало о почти 500 переданных в международные федерации пакетах документов по электронной базе LIMS. Далеко не все они приведут к дисквалификациям. Но минимум в нескольких случаях собранных аргументов будет достаточно для обвинительного вердикта. И под ударом в первую очередь те спортсмены, кто активно выступал в период 2012–2015 годов.