Это значит, что выражение "группа смерти" применительно к клубному футболу пропадет из лексикона. Рассказываем, кто и когда его придумал.
Всё началось с Кубка ярмарок
В прошлом, чтобы завоевать главный клубный трофей в европейском футболе, было достаточно пяти матчей: по два в четвертьфинале и полуфинале и один в финале на нейтральном поле. По крайней мере, такой регламент был у первого Кубка чемпионов в сезоне–1955/56. Групповой этап появился только в 1991–м, незадолго до того, как турнир переименовали в Лигу чемпионов.
Естественно, организаторы первого Кубка чемпионов знали, как делить соперников на четверки, чтобы потом сводить их в плей–офф. Возможно, они хотели бы внедрить систему посложнее, но матчи на вылет выглядели симпатичнее. Во–первых, турнир, состоящий только из игр плей–офф, казался более непредсказуемым и зрелищным. Во–вторых, группы создали бы лишние трудности для команд, потому что международное авиасообщение еще было в новинку.
К похожим выводам пришли и организаторы Кубка ярмарок — предка Лиги Европы. Он впервые прошел в том же 1955–м, правда, дебютный турнир длился аж до 1958–го. С тех пор групповой этап в Кубке ярмарок не проводили. В Кубке УЕФА он появился лишь в 2004–м, но тогда команды собирали в пятерки, и соперники играли друг с другом только по разу.
На чемпионате мира групповой этап тоже прижился не сразу. В 1930–м в нем участвовали 13 команд, и лучшие выходили в полуфинал. Однако спустя четыре года соперники сразу стартовали с плей–офф. В 1950–м матчи в группе предваряли финальный раунд, где четыре сильнейшие сборные играли между собой, что тоже можно считать групповым этапом. Лишь с 1954–го ФИФА пришла к привычной нам схеме, где есть и группы, и плей–офф.
Чемпионат мира–1970 и Grupo de la muerte
На чемпионате мира в Катаре группой смерти называли ту, где сошлись Германия, Испания, Япония и Коста–Рика. На Евро–2020 под это описание подходила четверка с венграми, португальцами, французами и все с теми же немцами.
А в 1970–м самую горячую четверку образовали Англия, Бразилия, Чехословакия и Румыния. Как минимум три из четырех сборных было легко представить в плей–офф. Англия с Бобби Чарльтоном, Гордоном Бэнксом и Джеффом Херстом была действующим победителем турнира. За Бразилию играли Пеле и Жаирзиньо. Сборная Чехословакии в 1962–м дошла до финала чемпионата мира и, несмотря на смену поколения, тоже считалась одним из фаворитов. И лишь Румыния с Мирчей Луческу в роли капитана выглядела крепким, но все же проходимым соперником.
Считается, что именно к этой группе впервые приклеился штамп "группа смерти". Мексиканские журналисты, анонсируя предстоящий домашний турнир, ввинтили в статью выражение Grupo de la muerte.

Спасибо Омару Боррасу и удалению на 56–й секунде
В 1986–м чемпионат мира снова прошел в Мексике, и на него впервые за восемь лет отобралась сборная Уругвая. Тогда ее возглавлял эксцентричный Омар Боррас. Считается, что должность он получил не за спортивные успехи, а за лояльность режиму (в те годы страной управляла военная хунта, и Боррас ей открыто симпатизировал).
Боррасу повезло, что в это время в Уругвае подросло новое поколение талантливых футболистов. В результате в 1986 году сборная Уругвая поехала на чемпионат мира и попала в группу к Дании, ФРГ и Шотландии. Это тоже была группа смерти.
В первой же игре Уругвай забил на 4–й минуте и был близок к победе над немцами — пропустил только в концовке. Во втором туре случилась катастрофа — датчане прихлопнули южноамериканцев 6:1.
В последнем туре Уругвай встречался с Шотландией, и уже на 56–й секунде французский судья Жоэль Кинью показал красную карточку защитнику Хосе Батисте. Это самое быстрое удаление в истории чемпионатов мира. Уругвай играл в меньшинстве весь матч, но не пропустил. Нулевая ничья вывела команду в плей–офф с третьего места.
После финального свистка Омар Боррас был в ярости. Ему приписывают такую фразу: "Это была группа смерти. И убийцей оказался судья". Но, вероятно, она звучала иначе: "Сегодня на поле произошло убийство. И убийцей был судья". Тем не менее связь "группы смерти" с "убийством" на 56–й секунде прочно укоренилась в массовом сознании. И сейчас мы используем клише почти после каждой жеребьевки групповых этапов.