Один из ключевых аргументов — ее статус "защищенного лица", так как на момент взятия пробы Камиле было меньше 16 лет.
Этот статус на самом деле главный шанс Валиевой избежать либо сократить срок дисквалификации и сохранить олимпийское золото в командном турнире Игр–2022 в Пекине.
Международный союз конькобежцев (ISU) — тоже участник процесса, готов спорить: "Все молодые спортсмены должны быть защищены от допинга, но такая защита не может быть обеспечена путем освобождения молодых спортсменов от санкций".
Требование ISU (несмотря на условную "защищенность" Камилы) — от двух до четырех лет дисквалификации с аннулированием всех результатов после взятия положительной пробы. Так что на самом деле дает статус защищенности, когда появился и чем реально поможет Валиевой?
Кто такой "защищенный спортсмен"
Понятие "защищенный спортсмен" появилось в правилах Всемирного антидопингового агентства (WADA) совсем недавно — в 2021 году: "Защищенное лицо — спортсмен или человек, который на момент нарушения антидопинговых правил: 1) не достиг возраста 16 лет; 2) не достиг возраста 18 лет и не входит в регистрируемый пул тестирования или никогда не выступал на международных соревнованиях в открытой категории; 3) по любым другим причинам, не связанным с возрастом, не может нести полную юридическую ответственность в соответствии с национальным законодательством".
Кстати, если вы спортсмен–любитель, то вы тоже "защищенное лицо", вне зависимости от возраста. То есть если, например, на финише марафона у вас взяли пробу и что–то нашли, вы тоже пользуетесь статусом защищенности. Ситуация не такая уж фантастическая, потому что национальное антидопинговое агентство, если имеет возможности, вполне может проверять на допинг и любителей тоже. Но тогда будут учитывать, что у любителей меньше ресурсов, меньше доступа к спортивной медицине, меньше антидопингового образования и так далее. Санкция почти всегда будет ниже, чем у профессионала".
Важно: статус защищенности не означает автоматического смягчения санкции. Если спортсмен попался на запрещенном препарате и не может/не пытается доказать незначительный характер собственной вины в этом — срок дисквалификации будет стандартным, вне зависимости от возраста и статуса.
Гибкая система санкций
Нюансы начинаются, только когда идет речь о незначительном характере вины и халатности. Примерно, как в деле Валиевой. Вокруг этого и идет дискуссия: WADA настаивает на максимальных четырех годах, сторона Камилы, напирая на незначительный характер вины и халатности, согласна максимум на два (без аннулирования результатов).
Главное, что статус защищенности означает пониженный стандарт доказывания. Если защищенный спортсмен утверждает, что запрещенный препарат попал в его организм случайно, то теоретически он может даже не указывать источник попадания допинга в организм. Хотя на практике, конечно, чтобы доказать отсутствие вины и халатности либо их незначительный характер, это почти всегда все равно нужно делать. И система санкций более гибкая для защищенных лиц. В целом "защищенный статус" работает. Арбитры принимают его во внимание и готовы закрывать на что–то глаза и смягчать санкции.
А что с публичностью? Еще одна ключевая характеристика статуса "защищенного лица" — особый стандарт защиты персональных данных. Статья 14.3.7 Всемирного антидопингового кодекса: "Положение об обязательном характере Публичного обнародования данных, предусмотренное Статьей 14.3.2, не применяется к случаям, когда Спортсмен или иное Лицо, в отношении которого установлен факт нарушения антидопинговых правил, является Несовершеннолетним, Защищаемым Лицом или Спортсменом–любителем".
В деле Валиевой эта статья работала всего несколько суток в феврале–2022. WADA добросовестно игнорировало появившуюся в СМИ информацию, что положительная проба принадлежит именно Камиле, и не называло ее имени в релизах. Но когда возник вопрос о допуске к личному олимпийскому турниру, скрывать дальше было невозможно. Таким образом, Камила Валиева — "защищенное лицо" по Кодексу WADA, оказалась одна против всего мира.