Выступая на парламентской подкомиссии по стратегической коммуникации, Янис Бухолцс, ассоциированный профессор Видземской высшей школы, рассказал, что в мире сейчас 2,7 миллиарда пользователей Facebook, 1 миллиард — Instagram, 330 миллионов — Twitter. Каждую минуту содержимое видеосервиса YouTube пополняется на 500 часов. "Если вы даете очень большому количеству людей доступ к средству коммуникации, то ясно, что возникнут вопросы — должно ли там это содержание быть?"
— Первый вариант — не делать ничего, второй — обозначить основные линии допустимого содержания, — сказал эксперт. Если придерживаться первой модели, то соцсети будут действовать чисто технически, подобно компаниям мобильной связи и интернета, которых совершенно не интересует контент, а если происходит нечто незаконное — подключаются власти. Соцсетям это удобно: "Не нужно вкладывать ресурсы, решать, что вычищать".
— Эта модель в действительности не работает, — считает Я.Бухолцс. Коренное отличие соцсетей от связи именно в хранении информации, что делает его доступным неограниченной аудитории, "большему, чем заслуживает". Пропаганда, распространение персональной информации, спам — все эти проблемы не имеют механизма решения.
В начале 10–х годов соцсети получили романтический флер: "Хорошие демократические силы получат превосходство, и тираны будут свергнуты". Однако недолго музыка играла:
— Мы видим, что для теорий заговора, в особенности о Covid–19, в социальных сетях имеется весьма питательная почва.
Поэтому крупнейшие платформы выбрали политику регулирования. Например, Facebook определил "стандарт общины", достаточно длинный документ. В нем запрещаются угрозы и насилие; криминал, мошенничество и введение в заблуждение; содержание сексуального характера; "речь ненависти" — оскорбления в отношении расы, национальности, религии, сексуальной ориентации и т. д. Появились также требования регистрации в Facebook под своим подлинным именем — дабы не использовать несколько профилей, чтобы выступать против неких идей или людей. Социальная сеть не разрешает также спам — непрошеную рекламу, а также следит за соблюдением авторского права…
— Проблемы начинаются тогда, когда это начинают применять. Вопрос, например, что есть сексуально приемлемое или неприемлемое?
Сегодня во всем мире уже десятки тысяч людей работают "надзирателями" за Facebook и другими сетями. По оценке эксперта, "эта работа обычно плохо оплачивается, психологически тяжела и делается людьми из третьего мира". Впрочем, большинство удаляется автоматизированными системами. Как пример Я. Бухолцс привел икону Вьетнамской войны — обнаженную девочку, обожженную напалмом. В 2016 году данный снимок был признан нелегальным в Facebook.
Полностью статью читайте в латвийской газете «СЕГОДНЯ»
Николай КАБАНОВ.