"Используются для влияния и манипуляции"
В аннотации к законопроекту канцелярия главы государства указала: "Правам избирателей участвовать в честных и свободных выборах нельзя угрожать использованием систем искусственного интеллекта. Такие системы искусственного интеллекта в прочем мире уже используются для влияния и манипуляций избирательным процессом… а также для распространения дезинформации. У избирателей Латвии есть право знать, что из доступной избирателям информации в действительности есть предвыборный агитационный материал".
Современные технологии, изучая профиль конкретного избирателя в социальных сетях, подсовывают ему целенаправленно созданные ролики, обращаются к нему при обсуждении каких–то тем или напрямую в мессенджере и даже совершают звонки. Причем делают все это не живые люди, а компьютерные роботы — специально созданные программы. Кроме того, бывает, что в политических дебатах фигурирует "генерированный или манипулируемый образ, аудио— или видеосодержание, достоверно изображающее лица, предметы, места или другие субъекты или события, и пользователю они ошибочно кажутся аутентичными или подлинными".
Последние выборы в Словакии, Польше, Аргентине показали, что когда у ИИ "нет также всеобъемлющего правового регулирования", его можно применять для "недобросовестного использования". Европейский союз пока лишь только работает над Актом искусственного интеллекта, так что ЛР выступит пионером.
Поэтому, подчеркивает президент, материалы, созданные при помощи ИИ, обязаны соответственным способом маркироваться. Если же какая–то партия применяет оный без упоминания, то такие дела должны караться исключением из предвыборной агитации. Следить за процессом должно Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК).
Уже при голосовании в Европарламент
Закон, в случае его принятия Сеймом, вступит в силу после того, как его подпишет сам Э. Ринкевичс — соответственно, можно успеть до выборов в ЕП.
Советница президента по вопросам законодательства и международного права Кристине Лице обратила внимание, что определить применение ИИ будет непросто, нужно развивать технологии. БПБК, по ее мнению, может запросить Латвийский университет, центр противодействия кибератакам CERT или находящийся в Риге образцовый центр НАТО по стратегической коммуникации — STRATCOM. "Дипфейки", т. е. особо изощренные подделки для очернения конкурентов, вообще должны караться в рамках Уголовного закона.
Анна Алешина, начальник управления политического управления и коммуникации БПБК, указала, что именно руководитель данной силовой структуры — Екабс Страуме, при встрече с Эдгаром Ринкевичем актуализировал вопрос ИИ. В настоящее время у Бюро уже имеются инструменты отслеживания компьютерных манипуляций, хотя они сами требуют человеческого участия.
— Мы посмотрели практику США, — указала чиновница. — В Америке опросы указывают, что люди не стали бы доверять политическим материалам, если бы их заранее предупредили про применение ИИ.
Другой важный момент: сейчас БПБК рассматривает только оплаченную рекламу. Новая редакция закона расширяет полномочия спецслужбы на ВСЕ материалы, в т. ч. распространяемые "третьими сторонами". То есть если некий член партии, образно говоря, на коленке смастырит потешный ролик для Тиктока с фото или видео неприятного ему деятеля, то всю его партию могут снять с агитационной дистанции. Избирательные бюллетени на участках, конечно, останутся…
Председатель комиссии Сейма Олег Буров заметил, что плакаты с кандидатами, обработанные фотошопом, уже давно примелькались в публичном пространстве. На это К. Лице указала, что за этими снимками (пусть даже приукрашенными) стоят подлинные люди — а вот если вокруг будет создан не имевшийся в реальности фон или события, то это уже "квалифицируется"…
О. Буров также поинтересовался — а какие в Латвии есть государственные институты, которые могут отслеживать ИИ? "Нет такого единого", — признала А. Алешина. Однако в ЛУ имеется соответственная лаборатория.
— А если мы поручим девиз нашей партии сформулировать искусственному интеллекту? Где граница? — продолжал фантазировать депутат. Госпожа Лице ответила в том смысле, что законодательство в целом опирается на добросовестность в применении. Да, что касается словесных формулировок, то здесь есть "ничтожные" возможности опознать применение ИИ. Но это не освобождает от ответственности за соблюдение общих норм рекламы.
Фотошоп, по словам госпожи Лице, между прочим, уже давал примеры такого творческого преображения лица кандидата в Европарламент, что "эту даму нельзя было опознать в автобусе". Кстати, этого политика таки избрали, хотя и на один срок…
О чем лучше не спрашивать Chat GPT
Депутат Виктория Байре ("Новое Единство") поинтересовалась у БПБК, готовы ли там проверять все киберпространство, тот же Twitter, где могут появиться фейки? Госпожа Алешина признала, что, несмотря на ограниченность возможностей, "будут смотреть"…
Ваш автор в этой связи припомнил собственный опыт взаимодействия с интеллектуальным чатом Chat GPT — несколько месяцев назад инструмент ИИ немножко помогал в вопросах–ответах. Вот задашь ему вопрос — ну, к примеру, какая страна более населенная, а он за секунду найдет ответ, и не надо рыться в Википедии. Быстродействующий ИИ позволяет самому Chat GPT за мгновение перерыть все данные и сформулировать ответ.
Однако в политическом отношении электронный помощник оказался полным профаном. Я задал ему прямой вопрос: чего за последние годы добилась конкретная политическая партия Латвии? Ее официальное название в интернете было широко известно, и, в принципе, дать небольшую справку Chat GPT был просто обязан.
Однако в полученном ответе первое предложение упоминало, что сия партия входила в правительство. Чего отродясь не имело места, и потому я "уволил" Chat GPT, удалив из приложений.
Точно так же сгенерированные ИИ желанные мне образы Риги, по словесно заданным параметрам, не представляли ничего даже похожего на реальность. Возникали какие–то многочисленные средневековые башни на несуществующих островах. Смесь Стокгольма с Копенгагеном.
Депутат Эрвинс Лабановскис ("Прогрессивные") на заседании комиссии заявил, что в течение года ИИ будет интегрирован во все технологии. И к нему будут относиться с не большим интересом, чем к добавкам Е в продуктах, наличие коих мы давно не проверяем…