По данным ученых, этот некогда самый многочисленный рыбный вид и продукт исторически сложившегося на Нижней Волге промысла находится в глубокой депрессии. Доля воблы, которую местные жители всегда называли кормилицей, в объемах промысловых уловов теперь составляет менее 2%. С начала XXI века запасы воблы уменьшились с 53 900 тонн до 22 000. Уловы снизились в шесть раз, а за период более чем столетних наблюдений - более чем в 100 раз, сообщили «РГ» в Волжско-Каспийском филиале Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). На 2021 год астраханским рыбакам определили квоту на вылов воблы всего в 1200 тонн - это 1,7% от всех рыбопромысловых уловов, тогда как еще в ХХ веке вобла составляла до 40% от уловов полупроходных и речных рыб Волго-Каспия.
Сокращение ее запасов эксперты объясняют обмелением Каспия (только за последние десять лет его уровень уменьшился на 28 сантиметров), а также несоблюдением так называемых рыбохозяйственных полок - оптимальных для рыбы сроков и объемов весеннего половодья. Воду с верхних волжских водохранилищ дают в низовья то рано, то поздно, сокращают в экономических целях периоды и объемы сбросов, в результате рыбная молодь не успевает созреть и погибает. Кроме того, процветает браконьерство. Не соблюдают правила и рыболовы-любители, добывающие рыбу весной на нерестилищах, что запрещено. В результате незаконный промысел в прошлом году оказался выше промышленного, составив 1300 тонн. «Необходим естественный водный режим половодья и выполнение мер по охране запасов воблы, особенно в период ее нереста», - отметили в филиале ВНИРО.
Пока, по данным ученых, положительной динамики на перспективу не предвидится. Даже если будет удачный нерест в предстоящий весенний паводок, на уловах это скажется не раньше чем через три-четыре года, когда рыба вырастет до промысловых размеров.