Безусловно, когда кто-то говорит слово «динозавр», мы представляем вовсе не воробья или попугая, а тираннозавра, трицератопса и стегозавра. Эти животные исчезли, но если они уже существовали, может ли эволюция вернуть их, если климат и температура вернутся к тем условиям, которые были в меловой период?
Могут ли динозавры вновь появиться на Земле
Короткий ответ: вероятно, нет.
Хотя это интересный мысленный эксперимент, мы на самом деле не можем предсказать, что произойдет в будущем. В эволюции многое зависит от непредвиденных обстоятельств, удачи и случайностей. Естественный отбор не может планировать заранее; он происходит в данный момент, адаптируя организмы к сиюминутным задачам.
Как размышлял покойный и великий американский палеонтолог Стивен Джей Гулд: «Что произошло бы, если бы мы перемотали пленку жизни в какое-то отдаленное время и включили воспроизведение? Когда это произойдет, будет ли мир таким же, как сейчас?». Он утверждал, что все будет по-другому, возможно, даже намного.
В эволюции нет ничего неизбежного, и небольшие случайные причуды могут направить жизнь по непредсказуемым путям, которые будут меняться каждый раз при перемотке пленки.
Более того, чем больше мы изучаем окаменелости, тем больше понимаем, что вымирание — это навсегда. Как только вид или группа вымирает, они просто не возвращаются. Возьмем, к примеру, трилобитов. Климатические условия сегодня в целом похожи на те, что были во времена, когда трилобиты процветали в океанах, однако они не вернулись.
А как насчет того, что однажды какое-то животное эволюционирует во что-то похожее на динозавров? Это уже более возможно.
Мощным фактором эволюции является конвергенция: если разные виды сталкиваются с одинаковыми климатическими условиями и факторами окружающей среды, у них часто развиваются сходные черты, чтобы приспособиться к окружающей среде. Например, у динозавров (птиц) и млекопитающих (летучих мышей) независимо развились крылья, позволяющие летать.
Если бы Земля погрузилась в климат, подобный меловому периоду, тираннозавры и трицератопсы, конечно, не появились бы заново, но другие крупные, неуклюжие, величественные рептилии могли бы стать похожи на них.