Наблюдавшие за этой группой орангутанов биологи из Института по изучению поведения животных Общества Макса Планка (Германия) и их индонезийские коллеги, к своему изумлению, обратили внимание на то, что спустя три дня после ранения Ракус приступил к самолечению — он начал прицельно срывать листья тропической лианы Fibraurea tinctoria, пережевывать их, а затем выжимать получившийся сок на рану. В конце концов, Ракус просто полностью покрыл всю площадь раны пережеванными листьями лианы.
За следующие пять дней рана полностью затянулась, при этом все это время она оставалась чистой, никаких признаков инфекции исследователи не заметили.
Fibraurea tinctoria известна своими обезболивающими, противовоспалительными и жаропонижающими свойствами. Это растение широко используется в традиционной медицине Юго-Восточной Азии для лечения многих заболеваний, в частности, малярии.
Анализ растительных химических соединений, присутствующих в листьях Fibraurea tinctoria, показал, что в них содержатся алкалоиды, которые обладают антибактериальной, антигрибковой, противовоспалительной и антиоксидантной биологической активностью, то есть это растение идеально подходит для лечения ран, отмечают исследователи, статья которых опубликована в журнале Scientific Reports.
До сих пор ученые никогда не видели, чтобы человекообразные обезьяны целенаправленно лечили свои раны с помощью лекарственных растений. Пока неясно, Ракус сам догадался, что Fibraurea tinctoria ему поможет, или же научился этому у кого-то из сородичей, и насколько вообще такое поведение распространено среди орангутанов.
В то же время, исследователи не исключают, что умение распознавать лекарственные растения и лечить с их помощью раны было присуще еще нашему общему с орангутанами предку.
Кто знает, может быть, когда-нибудь орангутаны подскажут нам, как лечить пациентов с оспой обезьян.