Дело в том, что частоты диапозона 4,8–4,99 ГГц, на которых развивается российская сеть 5G, заняты военными авиационными системами стран альянса. В частности системами распознавания «свой — чужой». Базовые станции 4,8–4,99 ГГц могут создавать им серьезные помехи на расстоянии в сотни километров.
При этом Международные договоренности, под которыми Россия подписалась добровольно, подразумевают, что Россия должна согласовывать использование радиочастот на приграничных территориях. И в случае с 5G это расстояние до 300 км от воздушных границ и до 450 км в случае прибрежных территорий.
Теоретически, Россия могла бы отказаться от соблюдения этих договорённостей и идти своим путём — мало ли, что наши новые мобильники будут мешать натовской авиации. Но будет ли это делать — вопрос. Можно было бы чуть поменять диапазон частот, но, к примеру, 3,4–3,8 ГГц (Европа развивает 5G на этих частотах) занят средствами связи российских силовых структур, поэтому места для сотовых сетей в нем нет. А на просьбы операторов освободить часть частот силовые ведомства несколько раз отвечали отказом.
Коммерческий запуск сетей 5G в России намечен на 2024 год. И пока это источник конфликта между сотовыми операторами России и натовскими военными и, наоборот, между европейскими операторами и нашими силовиками.