Александр Добровинский впервые прославился, когда в мутные годы защищал опального олигарха Бориса Березовского, на которого он даже внешне очень похож. А в 2009 году звездный адвокат выступил против дочери Примадонны российской эстрады Кристины Орбакайте в ее конфликте с Русланом Байсаровым, который решил забрать себе их общего сына Дени.
Большой резонанс также вызвала громкая история о вымогательстве одного миллиона долларов США: именно такую невероятную сумму потребовал лидер всемирно известной группы Space Дидье Маруани у певца Филиппа Киркорова, которого обвинили в плагиате. Добровинский представлял интересы Филиппа Бедросовича и тогда, когда "царя эстрады" обвинили в избиении женщины.
Были у знаменитого защитника и другие скандальные истории. Самая последняя из них — "дело Ефремова", которое вылилось в яростное противостояние между Александром Добровинский и Эльманом Пашаевым, адвокатом Михаила Ефремова. А в итоге, как известно, заслуженный артист России получил 7,6 лет лишения свободы. Впрочем, 8 февраля 2021 года Михаил Ефремов подал кассационную жалобу на приговор. А значит, впереди — новые судебные разбирательства.
Осенью Александр Добровинский обещал представить публике книгу "Дело Ефремова", однако издательство отказалось ее выпускать, предложив автору дождаться решения по кассационной жалобе. А пока адвокат презентовал публике в Московском доме книги на Новом Арбате свой "ковидный" (так он его сам назвал) сборник автобиографических рассказов "Вы. Мы. Они. Истории из обычной необычной жизни", написанный им за время пандемии.
— Александр Андреевич, сообщалось, что вас лишили статуса адвоката за высказывания о том, как именно Михаилу Ефремову следует уйти от наказания. Получается, что вы подсказывали актеру, что ему нужно делать, чтобы остаться на свободе…
— Вы знаете, лишение статуса на моей жизни никак не отразилось, поскольку это касалось лишь уголовных дел. Я ими раньше занимался крайне редко. А гражданскими делами я как занимался, как и продолжаю заниматься.
Что касается уголовных дел, то у нас огромное адвокатское бюро. Активная и весьма плодотворная работа продолжается. Мои коллеги постоянно со мной советуются. В общем, моим конкурентам не удалось меня устранить, на что они очень надеялись. Что касается моих "подсказок" Ефремову, то я лишь высказывал свое мнение.
На мой взгляд, Михаил Олегович сам себя посадил. Я как раз взялся за данное дело, потому что мне откровенно надоело смотреть на то, как богатые и знаменитые постоянно откупаются. Не секрет, что люди с деньгами и связями зачастую выпутываются из любой ситуации. "Все, хватит! Надо разорвать этот порочный круг!" — сказал я, решив защищать эту простую рязанскую семью.
Причем защищал их совершенно бесплатно, поскольку у них не было денег. Но тут действительно было дело принципа. Позиция, которую занял Михаил Олегович, была порочна с самого начала. Действуя от имени своих доверителей, я хотел, чтобы зло было наказано. Я и сегодня считаю: человек, который пьяным сел за руль и убил другого человека, должен сидеть в тюрьме.
Но вместо покаяния мы все увидели, как заслуженный артист РФ постоянно выкручивался. Михаил Олегович действительно искренне считал, что он настолько известный, что ему можно все на этом свете. А как он по–хамски вел себя во время судебного процесса! Конечно, ясно, что актер исполнял советы Эльмана Пашаева. Но в итоге сел "исполнитель роли", тогда как "режиссер" вышел сухим из воды. Я считаю, это безобразие! К счастью, сейчас еще рассматривается дело трех лжесвидетелей. Надеюсь, виновные понесут заслуженное наказание.
Любая ложь на суде чревата
— Какая была главная ошибка второй стороны?
— Чудовищное вранье! Когда на суде задается вопрос, нужно отвечать правду. Любая ложь во время суда чревата.
Действуя по указке Эльмана Пашаева, подсудимый заявил, что он не был за рулем, а сидел на месте пассажира справа от водителя. Однако у Ефремова на шее был сильный кровоподтек от ремня безопасности. Этот ремень, по большому счету, спас его в момент аварии. Актер заявил, что он якобы запутался в ремне. Так появился след. Я специально принес в суд аналогичный ремень и попросил показать, как же он запутался. Но вместо того, чтобы выполнить мою просьбу, Ефремов вдруг заявил: "Александр Андреевич, мой съемочный день стоит очень дорого! И я вам тут ничего бесплатно показывать не буду!"
Я посмотрел на судью, она посмотрела на меня, и в его левом глазу уже читался приговор.
— Почему Ефремов вел себя так странно?
— Мне кажется, Михаил Олегович явно перепутал суд и съемочную площадку. Дело в том, что часто подсудимые не понимают такую вещь: отвечая адвокату другой стороны, они отвечают и суду. А значит, если ты хамишь мне, то, получается, хамишь и судье. Поэтому нужно всегда отвечать предельно вежливо и тактично. И, конечно же, ни в коем случае не врать.
Ведь изначально Ефремов полностью признал свою вину...
Дмитрий МАРТ, собкор "СЕГОДНЯ" в Москве (РФ).
Полностью статью читайте в латвийской газете «СЕГОДНЯ»