"Люди на улицах Минска и Киева отличаются от пешеходов даже не наших столиц, а областных городов: одеты более старомодно, с отставанием года на три, пожалуй. У них прически, какие в России уже не носят. Украина с Белоруссией (про Молдову и Среднюю Азию с Закавказьем мы, пожалуй, даже и не говорим) до сих пор делают пудровые брови и нарочито гиалуроновые губы, какие у нас стали уделом продавщиц пятисотрублевой парфюмерии. И все еще лепят себе ногти-сабли со стразами. Мы как-то уже отсмеялись над этим, а у них все впереди.
Даже когда идешь по улицам Таллина или Риги, видишь, что люди одеты более устаревше, чем на улицах Петербурга, к ним фасоны приходят позже, чем к нам. Особенно — среди русскоязычного населения. Включишь местное телевидение — там показывают людей, у которых в домах ремонты, уже не популярные в России.
Быт, мода, культура, реальный уровень жизни, уровень развития ретейла, чистота в супермаркетах, современность выкладки на полках, тренды в искусстве, издательском деле — во всем видна не отсталость, а молодость. В торговом центре в сердце Таллина — примерно как у нас в ТРЦ на окраине областной столицы где-нибудь году в 2013-м. По уровню чистоты и порядка на полках небольшие магазины Латвии и Литвы отличаются от наших. Об этом не очень говорят, потому что ура-патриоты в силу возраста и порой скромного достатка мало путешествуют по ближнему зарубежью, а либералам сил не хватает признать, что рижский супермаркет для бедных грязнее, чем пермский. Поэтому факт висит в воздухе, его некому подобрать и некому в него пнуть".
"В целом про технологии говорить нечего: цифровая оплата, скорость интернета, удобные проездные, интернет-доставка до постаматов — все это на несколько лет отстает от России во всех абсолютно экс-советских странах, кроме, пожалуй, Эстонии. Тут нельзя не похвалить — с IT у эстонцев все в порядке. Едешь по Эстонии на машине и всю дорогу можешь ловить и раздавать суперскоростной 4G (может, уже и 5G, не знаю). Пересекаешь границу с Латвией — будто в черную дыру попадаешь. То же — с Литвой. В 2018 году заезжала в Каунас: уже замок видно, а сети нет!
Во всех этих странах тоже есть своя пропаганда, свои боевые листки. И они, что на Украине, что в Балтии, неизменно сравнивают какую-нибудь российскую глубинку со своими столицами. Киевляне любят выложить фото Крещатика рядом с дорогой в поселке в тундре, где летом нельзя проехать и вне зимы сообщение есть только по воздуху. Сопоставят и наслаждаются! Ни разу не видела, чтобы Крещатик сравнивали с Тверской. А давно ли отгремел скандал, когда латвийский политик выложил фото МРТ-кабинета в райцентре, а ему прислали в ответ какие-то заезженные фото из нашей провинции 2000-х, для страху разбавив их зачем-то фотографией туалета из Освенцима, заявив, что это российская больница? Красивый ход, и только. А если сопоставить сопоставимое, получится ерунда. В моем райцентре, в воспетой еще Пушкиным Луге, пьяные на дорогах не валяются, а в Латвии они валяются, и я их лично поднимала, а местные проходили мимо. И я лично видела, что окраины Тарту выглядят куда депрессивней окраин Тобольска, где я тоже была. Что касается Украины, то там только по кривизне зубов, степени прыщавости лиц и числу дам с желтым блондом можно понять, на сколько лет страна отстала, несмотря на регулярную сменяемость власти. Даже ехать туда не надо — достаточно вечерние новости на телеканале «Интер» посмотреть. Хочется съязвить про сынка и ляхов, но не буду. Просто констатирую: люди в украинском телевизоре сегодня выглядят так, как у нас — лет пять-семь назад.
Украина года на три, а то и пять отстает в бытовом плане в целом, Белоруссия — еще больше. Про Среднюю Азию говорить глупо. Но это и не секрет, многие это признают. А вот то, что даже в Эстонии или Литве видна разница с нами и она не в пользу соседей! Балтия не очень-то развитая, если много там бывать, подмечаешь детали, у нас уже невозможные. Просто говорить об этом некому.
А знаете, что главным образом выдает в этих странах догоняющих? Их традиция постоянно оглядываться на Россию.
Одно время я каждый год подолгу бывала в Балтии (они же не любят, когда их называют Прибалтикой) и неоднократно писала путевые заметки — там это вызывало колыхания на уровне парламентов. Хотя, казалось бы, кто я? Так, публицист, три года назад бывший еще менее известным. Но меня очень внимательно читали. Одно из самых моих удивительных впечатлений от поездок — когда я, путешествуя по Эстонии, в Facebook написала серию постов с заметками о местных, и их обсуждали Латвия и Эстония. Включая депутатов, чиновников столичных мэрий и даже работников их министерств. Я не успела выехать из Эстонии, а меня там узнали в супермаркете. Потому что «русский журналист». Они говорят нам, что презирают нас, но все равно оглядываются.
Так же было с Латвией. Мой рассказ о том, как мы с семьей перевернулись у самой границы, потому что в Россию вела щебеночная дорожка, привлек тогда пятерых депутатов латвийского сейма! Потому что это событие".