После 16 лет на посту канцлера Ангела Меркель, по-прежнему столь же популярная, 26 сентября уйдёт в отставку. За право стать её преемником конкурируют три относительно равносильных кандидата, и у каждого есть свои проблемы, лишающие их симпатий избирателей. Однако, как пишет Svenska Dagbladet, больше всего удивляет то, что, пожалуй, самый унылый кандидат министр финансов Олаф Шольц — или Шольцомат, как его язвительно прозвали за роботоподобное поведение, — в итоге оказался фаворитом избирателей. И это случилось не потому, что Шольц внезапно изменился, а потому, что люди просто выбирают меньшее из зол.
Как отмечает шведское издание, по результатам исследования Der Spiegel, 29% респондентов ответили, что проголосовали бы за социал-демократа Олафа Шольца, если бы это были выборы одного конкретного человека, как, например, на выборах президента в США. 17% проголосовали бы за кандидата от партии зелёных Анналену Бербок, и лишь 14% — за Армина Лашета из партии Ангелы Меркель ХДС. Популярнее всего оказался вариант ответа «никто из вышеперечисленных» — его предпочли целых 40% опрошенных.
Другое исследование демонстрирует, что 70% избирателей ХДС с удовольствием сменили бы Лашета на другого кандидата, хотя до дня выборов и осталось всего четыре недели. Это, по мнению автора материала, является настоящей катастрофой для христианских демократов, которые были у власти в Германии со времён Второй мировой войны практически без перерывов. Худший в истории результат был у партии в 1949 году с канцлером Конрадом Аденауэром. Тогда ХДС набрала 31% голосов, при Армине Лашете христианские демократы застряли где-то около 22%.
Однако данные цифры означают проблемы и в более глобальном смысле: зелёные дышат в затылок двум другим партиям, забирая 17—18% голосов, а значит, трём примерно одинаковым по размеру партиям окажется крайне трудно сформировать правительство, если всё так и будет.
«Вот почему многое указывает на то, что Ангеле Меркель придётся остаться на своём посту до тех пор, пока все эти сложные вопросы не решатся, а это может потребовать немалого времени», — прогнозирует автор материала.
В качестве примера он приводит 2017 год, когда переговоры настолько затянулись, что «новое» правительство Меркель смогло приступить к работе только в середине марта следующего года, притом что Ангела Меркель была очевидным победителем — она набрала 32,9%.
«В тот раз ситуация была не настолько неопределённой. Мир рассчитывал, что Меркель останется, и к ней по-прежнему очень прислушивались в Брюсселе. Сейчас будет не так. Пусть Ангела Меркель и самый опытный политик в Европе, нет никаких гарантий, что её слово будет что-то значить, когда к власти придёт новое немецкое правительство. Из-за ослабленной Германии затормозится всё европейское сотрудничество. А предстоящие следующей весной президентские выборы во Франции ещё больше усиливают неуверенность в завтрашнем дне», — заключает автор Svenska Dagbladet.