На разработку и реализацию проекта государтво выделило 1,7 млрд рублей (почти 20 млн евро).
Стимулом для создания подобного софта стали участившиеся случаи насилия и вооруженных нападений в учебных заведениях, поясняет зампредседателя комитета по образованию и науке в Госдуме Олег Смолин.
При этом детский психиатр Европейского медицинского центра Павел Зайцев отмечает, что пока неясно, как будет использоваться результат этой разработки. По словам специалиста, анализ даст эффект, только если речь идет о текстах на свободную, а не на заданную тему.
«По такому принципу работают лингвисты-психологи, которые проводят судебную экспертизу: для выявления психологических особенностей и наклонностей человека они собирают большой массив его писем, постов в соцсетях, литературных трудов», — объяснил он.
«Для исследования работ учащихся и любых всех последующих действий потребуется как минимум согласие тестируемого или его законного представителя», – добавил Зайцев.
У подобного отбора могут быть непредсказуемые последствия, добавляет юрист Дмитрий Лесняк.
«Учитель начнет косо смотреть на ребенка, расскажет об этом окружающим его детям. Родители могут начать присматривать за ребенком, а могут начать отдаляться. Кроме этого школьника могут перевести в специальную группу или поставить на учет в психдиспансер», — пояснил он.
По словам президента компании «Крибрум» Игоря Ашмана, выявить изменения в поведении человека можно при анализе большого объема данных, например, сочинений за несколько лет.
«Велика вероятность, что созданная за средства бюджета программа будет выдавать случайный результат, который предстоит интерпретировать учителю или школьному психологу. Технические средства для определения уровня стресса и наличия склонностей действительно существуют, однако они применяются для анализа больших групп людей, а не конкретного человека», — сказал он,
Ашманов сомневается, что в создании подобного программного обеспечения есть смысл, а заявленную в пояснительной записке смету проекта называет завышенной в 2–3 раза.