«Там какой-то очередной придурок, бывший министр из Латвии, послал сигнал о том, что НАТО и Евросоюз забирают у нас Калининград. Видать, выпил или съел что-то плохое. Предлагает начать третью мировую войну. В себя придет — бояться каждого шороха у двери будет. И правильно. Память у нас хорошая…» — написал Медведев 27 июня.
Ранее в этот же день экс-глава МВД Латвии назвал ограничение транзита российских грузов в Калининградскую область сигналом Москве о том, что Европа и НАТО готовы «забрать» этот регион.
«Это первый шаг Европы и НАТО по отсечению Калининграда… бывшей столицы Восточной Пруссии от России… Я начал думать, что Европа прекрасно понимает, что делает. Литовцы еще лучше все поняли. Я думаю, русским послан четкий сигнал — если вы будете выпендриваться, мы заберем Кенигсберг», — заявил экс-министр в эфире телеканала TV24.
Гулбис добавил, что считает современных западных лидеров «слишком мягкими» в сравнении с такими политическими деятелями XX века, как Уинстон Черчилль или Рональд Рейган. По его словам, Вашингтон должен был сразу после начала российской спецоперации пригрозить Москве тем, что «заберет» Калининград.
Ограничения транзита
17 июня Литва запретила сперва железнодорожный, а затем и автомобильный транзит российских грузов, которые подпадают под санкции Евросоюза, в Калининградскую область из других регионов России. Комментируя решение, литовский министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис пояснил, что оно было принято после консультаций с Еврокомиссией. «Это не действия Литвы, это европейские санкции, которые будут применяться с 17 июня», — сказал он.
«В соответствии с санкциями ЕС существуют импортные и экспортные ограничения, которые применяются в отношении определенных товаров. Литва выполняет указания Европейской комиссии […], если транзит через территорию ЕС для каких-то товаров запрещен», — подтвердил верховный представитель по внешней политике и безопасности Евросоюза Жозеп Боррель.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал решение Вильнюса «элементом блокады». Председатель Совета безопасности Николай Патрушев воспользовался термином «транспортная блокада» и пообещал ответ со стороны Москвы. Его заместитель Медведев эту тему до 27 июня не комментировал.