Об этом говорится в письме, направленном 16 марта Государственной инспекцией по литовскому языку председателю Комитета Сейма по образованию и науке и трем другим министерствам - Образования, науки и спорта, Социальной защиты и труда, а также Министерству экономики и инноваций. Копию письма министр экономики и инноваций Аушрине Армонайте разместила в Facebook во вторник днем.
Начальник Государственной инспекции по литовскому языку Аудрюс Валотка подтвердил BNS, что письмо было направлено в эти ведомства. По его словам, это сделано для того, чтобы избежать "странной социолингвистической ситуации" и обеспечить украинцам возможность изучать литовский язык.
"Мы опросили все муниципалитеты и их языковых менеджеров и увидели, что ситуация далеко не везде хорошая. В некоторых местах (украинцы - BNS) учатся и так далее, а в некоторых местах просто нет учебных ресурсов, некому учить, государство не выделяет средств на обучение, украинцы хотели бы учиться, но учиться негде", - сказал Валотка BNS.
"Мы совершенно не хотим, чтобы в середине 2024 года вдруг возникла странная социолингвистическая ситуация, когда, например, несколько тысяч человек (...) не сдали экзамен, который они должны были сдать. Тогда (возникнет вопрос - BNS), где сдавать, и где брать все эти ресурсы (по организации экзамена - BNS). Об этом нужно позаботиться заранее. В этом и заключается цель письма", - добавил он.
По словам Валотки, при работе с клиентами или пациентами самым распространенным требованием является знание языка хотя бы на уровне А2. Глава Государственной инспекции по литовскому языку сообщил, что эта ситуация будет обсуждаться 17 апреля в Комитете Сейма по образованию и науке.
В документе, подготовленном в середине марта, Государственная инспекция по литовскому языку информирует, что начнет контролировать уровень владения языком с марта 2024 года, после двухлетнего моратория на требование к беженцам из Украины говорить по-литовски. В документе говорится, что если работодатели не предоставят сертификат о прохождении языкового теста их работником, "Инспекция по языку и муниципальные языковые менеджеры будут вынуждены принять меры воздействия".
В документе также говорится, что Государственная инспекция по литовскому языку получает жалобы на беженцев из Украины, которые не говорят по-литовски на рабочем месте. По мнению ведомства, "с юридической точки зрения это является нарушением языковых прав граждан Литвы".
В то же время министр экономики и инноваций Армонайте, которая поделилась копией документа в Facebook, обвинила Государственную инспекцию по литовскому языку в недостатке эмпатии и пообещала прекратить "преследование военных беженцев и предприятий, которые их трудоустроили".
"Печалит и удивляет такой прямолинейный подход к нашей работе и отсутствие эмпатии к пострадавшим от войны людям. Я сам не говорю ни по-украински, ни по-русски, но у меня никогда не было проблем с поставщиками услуг других национальностей, которыми я пользуюсь каждую неделю. Кроме того, невозможно не видеть, как много людей уже говорят по-литовски и делают все возможное для этого", - написала Армонайте в Facebook во вторник ближе к вечеру.
"Хорошо, что мы получили копию этого письма в министерстве. Мы примем все меры, чтобы остановить преследование беженцев и предприятий, которые их трудоустроили", - добавила министр.
По данным Службы занятости, в феврале в Литве было трудоустроено 23,3 тыс. украинцев, а 3,7 тыс. искали работу.