«Могли бы вы спросить у украинцев, относятся ли они к изучению литовского языка как к преследованию их, то есть к притеснению, преследованию? (...) Человек, не знающий языка, неуверен или менее безопасен в рабочей ситуации, он не находится в безопасности, когда что-то случается, какая-то несчастье - как ему позвонить, как с ним разговаривать? Мы могли бы продолжить этот список», - сказал в четверг Валотка в интервью литовской национальной радиостанции Lietuvos radijas.
Министр экономики и инноваций Аушрине Армонайте, которая поделилась письмом Государственной инспекции литовского языка о планах проверки с марта 2024 года владения литовским языком военных беженцев из Украины, работающих в стране, расценила его как отсутствие эмпатии и преследование. Министр культуры Симон Кайрис назвал инициативу «сомнительной».
Волотка утверждает, что инициатива инспекции – это желание обеспечить украинцам условия для изучения литовского языка.
«Вся эта инициатива языковой инспекции, которая не были информированием общественности, была осуществлена министром Армонайте, которая распространила свои измышления и дезинформацию. Я думаю, что позиция состоит в том, чтобы позаботиться об этих людях и предоставить им условия учиться, потому что языковая инспекция четко следит за ситуацией с осени прошлого года и видит, что ресурсов для преподавания языка в Литве недостаточно», - сказал Валотка.
16 марта Государственная инспекция литовского языка сообщила в письме председателю Комитета Сейма по образованию и науке и трем министерствам — образования, науки и спорта, социальной защиты и труда и экономики и инноваций — о планах начать тестирование языковых навыков украинцев, работающих в стране, через год.
Государственная инспекция литовского языка сообщает, что с марта 2024 года, после окончания двухлетнего моратория на требование к беженцам войны из Украины говорить на литовском языке, она начнет языковой контроль. Говорится, что если работодатели не предоставят справку о сдаче языкового экзамена их работником, «Языковая инспекция и ответственные за язык в муниципалитетах будут вынуждены принять меры».
В документе также говорится, что в Государственную инспекцию литовского языка поступают жалобы на военных беженцев из Украины, которые не общаются на литовском языке на рабочих местах. По мнению учреждения, «с юридической точки зрения это нарушение языковых прав граждан Литвы».
Между тем, министр экономики и инноваций Армонайте, которая поделилась копией документа в Facebook, обвинила Государственную инспекцию литовского языка в отсутствии сочувствия и пообещала прекратить «преследование военных беженцев и компаний, нанимавших их".
По данным Службы занятости, в феврале в Литве работало 23,3 тысячи человек, а искали работу 3,7 тысячи украинцев.