Данные опроса, проведенного компанией социологических и рыночных исследований Vilmorus, показывают, что у 20,7% опрошенных мнение изменилось в отрицательную сторону.
61,2 процента не изменили своего мнения о главе страны, а у 3,3% оно изменилось в положительную сторону.
14,8% участников исследования заявили, что у них нет мнения по этому вопросу.
В апреле президентский офис подтвердил, что Науседа вступил в Коммунистическую партию в мае 1988 года, сам он назвав это ошибкой своей молодости.
Баллотируясь в президенты в 2019 году, Науседа не указал этого в анкете Главизбиркома, но подчеркивает, что не совершал нарушения, поскольку вопрос о членстве в партиях или политических организациях был в необязательной части анкеты.
НАИБОЛЕЕ ЧУТКО ОТРЕАГИРОВАЛИ СИМПАТИЗИРУЮЩИЕ КОНСЕРВАТОРАМ
При изучении социальных групп, по статистике, мнение избирателей Союза Отечества - Литовских христианских демократов (консерваторов) о президенте изменилось больше всего в отрицательную сторону (54,5%).
Эксперты говорят, что не удивлены.
По словам профессора Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета (ИПОПН ВУ) Рамунаса Вильпишаускаса, их мнение о лидере страны может ухудшать и реакция Науседы на его публично разоблаченное прошлое.
«Мне кажется, значительное количество людей, более внимательно следящих за политическими событиями, были удивлены или разочарованы реакцией, которая не ограничилась признанием президентом своей ошибки, но и затем последовали обвинения в адрес консерваторов, уроки, нравоучения и так далее», - сказал BNS профессор.
По словам другого профессора ИПОПН ВУ Айне Рамонайте, те, кто не голосовал за президента, были больше всего возмущены членством Науседы в Коммунистической партии.
Отдельный опрос, проведенный Vilmorus и опубликованный в субботу в газете Lietuvos rytas, показывает, что положительные оценки Науседы за месяц снизились с 64 до 54,5 процента.
Глава Vilmorus, социолог Владас Гайдис сказал BNS, что впервые больше консервативных избирателей оценили Науседу отрицательно, чем положительно.
Наиболее нейтрально отнеслись к факту членства Науседы в Коммунистической партии сторонники партии «Свобода и справедливость» (у 85,7% из их мнения о президенте не изменились), а из правых партий - избиратели Союза "крестьян" и "зеленых" Литвы (74,7%).
У БОЛЬШИНСТВА МОЛОДЕЖИ НЕ БЫЛО МНЕНИЯ
Социологи сочли интересным отношение молодежи до 29 лет, выявленное в ходе опроса.
По сравнению с другими возрастными группами их отношение к президенту изменилось преимущественно в негативную сторону (26,7%), но также выделилась молодежь как группа с наибольшей долей не имеющих мнения (28,3%).
«Интересно, что люди молодые, не жившие в советское время, не знают, видимо, и сознательно признаются, что не понимают, каково это было — что значило вступить или не вступить партию, и они выбрали "не знаю", потому что у них нет четкой ценностной позиции по этому вопросу», - сказала BNS Рамонайте.
Большинство из тех, кто не изменил своего мнения о Науседе, были жителями в возрасте 50-59 лет - 75,3%.
По словам Вильпишаускаса, некоторые из пожилых людей сами были членами партии, поэтому они не так критично относятся к этой новости, а также понимают, что в то время это было обычной практикой.
По словам Рамонайте, в конце советской эпохи Коммунистической партии принадлежало около 10% жителей Литвы.
«Поколения меняются, тех людей уже нет, но в целом отношение и к самой коммунистической партии, и к советскому времени не такое негативное, как это преподносится публично. Люди не смотрят на партию как на преступную организацию, даже если законом это пытаются установить», — сказала ученый.
По ее словам, западные ученые и литовские историки называют этот режим национал-коммунизмом, и общее отношение к нему не такое «негативное, как мы себе это представляем».
БЫТЬ В ПАРТИИ - ЕСТЕСТВЕННО
Историки сходятся во мнении, что в конце советской эпохи вступать в Коммунистическую партию только из карьерных соображений было обычным делом, и связано это с тем, что мнение многих жителей Литвы о президенте не изменилось.
«Молодых людей, которые верили в коммунистическую идеологию, больше не было, а членство в партии могло ускорить карьеру, а заодно и возможность больше заработать или быстрее получить квартиру», — сказал BNS историк Вильнюсского университета Вальдемарас Клумбис.
«Это не было ни постыдной, ни предосудительной практикой, а если на абитуриентов смотрели косо, то это было из-за карьеризма, а не конформизма, — добавил он.
По словам историка Института истории Литвы Саулюса Грибкаускаса, людям кажется, что в июне 1988 года "Саюдис" уже был у власти, происходил переворот, но это было не так.
Рамонайте, анализировавшая историю и истоки движения "Саюдис", констатирует, что к моменту вступления в партию Науседы, в 1988 году, общество было разделено на две группы, одна из которых уже почувствовала дух грядущих перемен, другая - еще нет.
«Видимо, Науседа был в тех кругах, где дух перемен не чувствовался. Есть и другие случаи, когда люди, находящиеся под влиянием духа "Саюдиса", вступали в Коммунистическую партию в 1988 году, чтобы изменить ее изнутри», - сказала политолог.
ТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА:
В опросе Vilmorus респондентов спрашивали:
В начале апреля стало известно, что Гитанас Науседа вступил в Коммунистическую партию в 1988 году и не информировал об этом общественность, баллотируясь на пост президента. То, что он был членом Компартии, изменило ваше отношение к президенту?
Ответы:
1. Изменилось в положительную сторону - 3,3%.
2. Изменилось в отрицательную сторону - 20,7%.
3. Не изменилось - 61,2%.
4. Не имею мнения - 14,8%.
Центр изучения общественного мнения и рыночных исследований Vilmorus провел репрезентативный опрос населения, общаясь с респондентами напрямую и по телефону 14-22 апреля.
В ходе него было опрошено 1000 взрослых жителей страны в 24 городах и более 40 сельских местностях. Максимальная погрешность опроса составляет 3,1%.