Приказ о запрете салонов красоты издало Министерство по поощрению добродетели и удержанию от порока при правительстве талибов. Представитель этого ведомства сообщил Би-би-си, что приказ должен быть выполнен в течение месяца, а его действие распространяется как на Кабул, так на другие населенные пункты страны.
В беседе с агентством AFP представитель министерства добавил, что о причинах закрытия салонов красоты будет объявлено позднее. В тексте приказа говорится, что он создан «на основе устного указания верховного лидера». Тех, кто ослушается и не выполнит его, власти обещают привлечь к уголовной ответственности.
Женские парикмахерские и салоны красоты появились в Афганистане практически сразу после ухода талибов в 2001 году. Они давали их владелицам и сотрудницам возможность заработать, а их клиенткам не только получить услуги, но и поговорить — вдали от мужчин.
Талибы снова оказались у власти в Афганистане через 20 лет после своего ухода — Кабул им покорился в августе 2021-го. Первоначально они говорили, что не намерены возвращаться к старой практике и лишать женщин максимально возможного количества прав.
Сначала так и было: те же салоны красоты продолжили работать, только в них сняли вывески и закрасили окна. Но, как выяснилось, атака на права женщин была лишь отложена, но не отменена.
Женщины в современном Афганистане уже практически лишены возможности получить полноценное среднее образование и полностью лишены прав на высшее.
На улице они могут появляться в сопровождении мужчин, не имеют права работать в государственном секторе и некоммерческих организациях, им также запрещено посещение спортзалов и общественных парков.
«Талибан» считает женщин не людьми, а товаром, которым можно владеть и угнетать, — говорит бежавшая из Афганистана в Турцию защитница прав женщин Джамила Афган. — Новый запрет затронет тысячи визажистов и закроет сотни салонов красоты по всей стране».
Два года назад движение «Талибан» пыталось доказать, что эволюционировало и стало более современным и поэтому рассчитывает хотя бы на частичное признание — что тогда означало бы и финансовую помощь для Афганистана, который был и остается одним из беднейших мест планеты. Но все его дальнейшие действия делали признание практически невозможным.
«Серьезная, систематическая и узаконенная дискриминация женщин и девочек лежит в основе идеологии и правления талибов, что также вызывает опасения, что они могут нести ответственность за гендерный апартеид», — говорится в докладе, который сделан по заказу Совета ООН по правам человека.
Заместитель Верховного комиссара ООН по правам человека Нада Аль-Нашиф говорит: «За последние 22 месяца все аспекты жизни женщин и девочек [в Афганистане] были ограничены. Они подвергаются дискриминации во всех отношениях».