Тихий омут
Поселок Смолино — это пригород Челябинска. Рядом — озеро. Есть гостиница и несколько пляжей, куда каждые выходные приезжают сотни горожан.
В поселке живут в основном пенсионеры. Участки получили еще в советское время. Молодежь здесь не задерживается. За пятнадцать лет население сократилось наполовину. Но до недавнего времени тут было все спокойно.
"Конечно, мы были шокированы, увидев колонну полицейских машин", — говорит местная жительница Наталья.
Стражи порядка направлялись на окраину поселка, к дому № 17 на улице Фестивальной. Как выяснилось, его хозяева (семья Ческидовых — мать-пенсионерка и ее взрослый сын) последние 14 лет скрывали мрачную тайну.
Человек в капюшоне
Они переехали в Смолино из Челябинска, где у них до сих пор есть квартира. Валентина работала в скорой помощи, затем — медсестрой в больнице. Ее муж Николай всю жизнь трудился на одном из городских металлургических предприятий. Владимир — единственный ребенок семье.
По словам знакомых, в детстве он держался особняком, практически ни с кем не общался. Но учился неплохо. Занимался в секции шахмат, делал успехи. Однако вскоре после школы неожиданно для многих угодил за решетку — ограбил одного из односельчан.
В колонии провел шесть лет. Все это время мать уверяла знакомых: сын уехал на заработки в Москву. Освободившись, Ческидов на работу устроиться не смог, приторговывал на рынке. Не очень успешно — жили на зарплату матери и пенсию отца.
В середине нулевых Николай Ческидов скончался. Ходили слухи, что к этому причастен Владимир. Якобы он что-то не поделил с отцом и жестоко его избил. Официальное заключение медиков — инсульт.
После этого Ческидов-младший на людях почти не появлялся. Односельчане думали, что он либо переехал в другой город, либо опять попал в тюрьму.
"Зато стали замечать, что по ночам по поселку бродит какой-то мужик в капюшоне, — вспоминает жительница Смолино Марина. — Появлялся и днем. Однажды испугал играющих во дворе детей. Поговаривали, что это Владимир, однако его мать все отрицала".
Плод фантазии
Никто не знал, что в доме Ческидовых появилась девушка. При этом Валентина хвасталась: мол, сын наконец-то нашел себе добрую и хозяйственную супругу. Имя не называла.
Знакомые считали, что пенсионерка фантазирует. "Валентина не производила впечатления сумасшедшей, но явно очень переживала за сына, — говорит Ольга, еще одна жительница поселка. — Сама вела довольно активный образ жизни. Увлекалась танцами, несколько раз в неделю ездила на тренировки в Челябинск. Помогала готовить еду для бедных в местной церкви".
Ческидовы никогда не принимали гостей. И их дом производил гнетущее впечатление.
"Я давно чувствовала: там что-то не так, — продолжает Ольга. — Никогда не светились окна — на них что-то вроде темных тряпок. Когда проходила мимо, было как-то не по себе".
Местный таксист Сергей тоже замечал странности. "Это было лет пять-семь назад, — вспоминает он. — Ехал мимо часа в три ночи, а Валентина щебенку насыпает на парковке за воротами. Как будто закопала там что-то. Тогда, конечно, об этом не задумывался, а вот теперь на месте следователей все бы там перерыл".
Роковое знакомство
Активные следственные действия продолжаются. По версии СК, Ческидов на протяжении 14 лет удерживал в плену сироту из Челябинска по имени Екатерина. Познакомился на вокзале в 2009-м, когда ей было 19 лет. Угостил выпивкой, пригласил к себе. Та, на свое несчастье, согласилась.
По словам пострадавшей, все эти годы Ческидов держал ее взаперти, избивал и насиловал. Угрожал ножом и заклеивал рот скотчем. И она была не единственной пленницей: в 2011-м Владимир расправился с еще одной девушкой, которую прятал в другом помещении. Сказал Екатерине, что с ней произойдет то же самое, если она попытается сбежать. Останки убитой уже нашли во внутреннем дворе и отправили на экспертизу.
Вырваться на свободу Екатерине помог случай. В конце июля у Владимира началась белая горячка: слышал голоса покойных отца и бабушки. Отправили в психиатрическую больницу. Входная дверь осталась незапертой.
"Никто ее не держал"
Ческидова задержали и по решению суда арестовали на два месяца. Обвинили по трем статьям: о похищении человека, изнасиловании и убийстве. Ему грозит пожизненное.
Подозреваемый признал вину лишь частично. Утверждает, что не насиловал, интимные отношения были по обоюдному согласию.
Валентине Ческидовой вменяют одну статью: "Похищение человека". Следователи настаивали на заключении под стражу, однако судья ограничился подпиской о невыезде. При избрании меры пресечения подозреваемая заявила, что в рабстве никто никого не держал.
"Катя жила у нас как королева, — уверяет она. — Пристроилась к сыну и нигде не работала, по дому ничего не делала. Двери всегда были открыты, в любой момент могла уйти".
По мнению врача-психотерапевта Георгия Амусина, ключевую роль в расследовании сыграет судебно-психиатрическая экспертиза. Причем как Ческидова, так и Екатерины.
"Надо определить, вменяема ли жертва вообще и понимала ли она, что ее удерживают силой. Возможно, девушка воспринимала все совершенно по-другому", — уточняет специалист.
По данным источников, в доме подозреваемых нашли порнографические видео, фаллоимитаторы, два "самодельных приспособления для удержания человека в неподвижном состоянии", деревянный "намордник".
Среди прочего изъяли тетради с записями. О содержании не сообщают. Не исключено, что они помогут раскрыть тайны "мрачного дома".