Этим летом метанол, попавший в напиток "Мистер Сидр", по всей России убил тридцать человек и ещё семьдесят отправил на больничную койку в тяжёлом состоянии.
Помимо официального рынка алкоголя в России есть и чёрный. По скромным подсчётам НИФИ, объём нелегальных дистанционных продаж превышает 100 миллионов бутылок в год, из них около половины — фальсификат. В последние годы, по данным НИФИ, нет существенного прогресса в снижении смертности от употребления алкоголя, а на отравление спиртным приходится 26% таких смертей.
Чёрный рынок процветает благодаря отсутствию контроля: купить алкоголь можно в любое время суток без проверки документов и возраста. Ни о какой сертификации, гарантии качества и безопасности говорить не приходится — никто из бутлегеров этим не заморачивается. Здесь чистая лотерея, где на кону здоровье и жизнь. По самым скромным оценкам экспертов, обороты теневого рынка спиртного в РФ превышают 30 миллиардов рублей в год (около 300 миллионов евро).
За год Роскомнадзор прикрыл около семи тысяч сайтов, где круглосуточно продавался и доставлялся алкоголь. Но взамен одного закрытого сайта появляется сразу три. Продажа ведётся и через боты популярных мессенджеров. Часто современные бутлегеры идут на юридические хитрости: по информации с их порталов, клиент покупает какую-нибудь безделушку, а за это ему дарят бутылку водки.
Бизнес этот для своих. Берут туда только по личному знакомству. Принцип работы у всех одинаковый: склад, куда свозят товар (в лучшем случае — из магазинов, а в худшем — из подпольных цехов). Оператор отвечает на звонки и передаёт заказ курьерам. Последние всё собирают и развозят.