Глава Северной Кореи Ким Чен Ын собирается в Россию, чтобы встретиться с Владимиром Путиным. Об этом сообщают источники американской газеты The New York Times. Речь на переговорах может пойти о поставках оружия. По данным издания, визит планируется уже в ближайшие дни. Как ожидается, лидер Северной Кореи приедет на бронепоезде из Пхеньяна во Владивосток.
Путин хочет, чтобы Ким согласился отправить России артиллерийские снаряды и противотанковые ракеты, а Ким хотел бы, чтобы Россия предоставила Северной Корее передовые технологии для спутников и атомных подводных лодок, заявили официальные лица. Ким также ищет продовольственную помощь.
В Кремле заявили, что подтвердить подготовку к встрече не могут, а сказать по теме им нечего. О секретных переговорах между Пхеньяном и Москвой ранее сообщали в Белом доме.
Представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что Путин и Ким Чен Ын обменялись письмами и что переговоры о поставках оружия "активно продвигаются".
Чего ждать от возможного визита Кима во Владивосток, Настоящее Время спросило у научного сотрудника Международного центра по вопросам обороны и безопасности Игоря Грецкого.
–Действительно ли России уже поставляется оружие от Северной Кореи?
–Судя по всему, пробные партии вооружения уже поставлялись. И, скорее всего, с октября прошлого года, вероятно, поставки шли в ЧВК "Вагнер". Уже были кейсы, когда солдаты ВСУ находили боеприпасы северокорейского производства, использовали их, однако их качество оставляло желать лучшего.
–А какое это оружие?
–Это боеприпасы для ствольной артиллерии, для реактивных систем залпового огня. Это то оружие, которое есть в избытке у Северной Кореи, она получала его еще в 1960-е, 1980-е годы от Советского Союза, наладила свое собственное производство. В основном это реплики не только советского, но и китайского оружия. КНДР обладает миллионом снарядов калибра 152 мм, 122 мм. Есть наверняка достаточно большие запасы для минометов старого образца. Это может заинтересовать и заинтересовало российский Генштаб.
–Вы сказали, что качество оставляет желать лучшего. А почему? Что с ними не так?
–Большая часть оружия находилась на консервации. В каких условиях оно хранилось – не очень понятно. Что касается снарядов, то они достаточно древние по военным меркам, сроки их использования наверняка несколько раз продлевались. Но и просто-напросто есть детали, которые могли прийти в негодность либо, в зависимости от того, в каких условиях хранятся, просто отсыреть.
–А Пхеньян может поставлять живую силу России, как вы думаете, своих граждан для участия в войне?
–Такого рода теории озвучивались и ранее. С лета прошлого года такие слухи ходили. Но мне очень сложно представить себе корейских военнослужащих, воюющих рядом с российскими. Какова будет степень координации северокорейских и российских сил? На каком языке они будут общаться? Как будет происходить боевое слаживание – здесь масса вопросов. Скорее всего, эти вопросы есть у российского руководства, и ответа пока на них нет.
–Насколько вообще сотрудничество этих стран может повлиять или даже переломить ситуацию на фронте?
–Ход боевых действий это сотрудничество не изменит. Здесь инициатива исходит от российской стороны. И интерес заключается преимущественно в боеприпасах. В прошлом году интенсивность, с которой использовалась российская артиллерия, все виды артиллерии – это где-то от 40 до 60 тысяч единиц боеприпасов в сутки. И по нынешнему году видно, что подобного рода интенсивность российские войска поддерживать не могут и не может поддерживать ВПК выбывающие снаряды. Именно поэтому, скорее всего, российское правительство, российское министерство обороны обратилось к северокорейской стороне. Если судить по тому, что уже назначено время встречи руководителей стран, то сделка уже согласована.
–Вы сказали, что об этом договорились. Я бы хотел уточнить, договорились о том, что уже существующие снаряды Северная Корея будет поставлять, или вы просто сказали это в момент, когда говорили про ВПК. Я бы хотел понять, именно чтобы северокорейское ВПК производило снаряды для России по заказу? Вероятно, Россия передаст им какие-то технологии?
–Нет, я думаю, что основные элементы сделки могут быть следующими: Северная Корея передает снаряды, которые находятся на хранении, их достаточно много, пусть они даже невысокого качества. Но, видимо, российское руководство, российский генералитет это устраивает. Но что может предложить Россия взамен? Во-первых, нужно учитывать, что Северная Корея столкнулась с проблемами голода, то есть дефицита продовольствия. Наверняка это будет частью сделки. Плюс технологии в сфере IT, телекоммуникации наверняка заинтересуют КНДР.
–Экс-посол Британии в КНДР говорит, что Ким Чен Ын "абсолютный параноик в вопросе личной безопасности". И теперь, когда информация о визите попала в прессу, он может вообще отменить поездку. Насколько такой сценарий возможен, насколько это повлияет на отношения между Москвой и Пхеньяном?
–Маловероятно, что Ким Чен Ын отменит свой визит. Слишком острые проблемы, во-первых, есть у Северной Кореи. А во-вторых, Россия находится в сложном положении и северокорейское руководство захочет им тоже воспользоваться и заключить выгодную для себя сделку.
–США, Великобритания, Южная Корея и Япония выступили в ООН с заявлением о том, что расширение сотрудничества между Россией и КНДР нарушит резолюцию Совбеза. Какая может быть реакция на все это? Санкции или в очередной раз просто выразят некую обеспокоенность?
–Северокорейский режим до сих пор находится под санкциями Совета безопасности ООН. И это нарушит не одну резолюцию. Какими могут быть последствия? Это дальнейшая изоляция российского режима, санкции Совета безопасности маловероятны, поскольку будут заблокированы Россией. Россия просто наложит вето. Скорее всего, санкции будут вводиться не через Совет безопасности ООН, не через структуры, а правительствами тех государств, которые сочтут это нужным.