Сарнахбюр (азербайджанское название - Агбулаг) - маленькое село в Аскеранском районе Нагорного Карабаха (Ходжалинский район Азербайджана). Оно окружено лесами и находится вдали от значимых военных целей.
Когда 19 сентября Азербайджан начал военную операцию, жительница села Зарине Газарян посещала ближайший город, Аскеран, в поисках детского питания для младшего сына Карена. В результате фактической блокады региона на протяжении последних девяти месяцев детское питание оказалось одним из многих базовых товаров, на которые начался острый дефицит - наряду с продуктами питания и топливом.
Услышав взрывы, Зарине поспешила домой, но из-за обстрелов не смогла попасть в деревню. Вскоре она узнала, что один из ее сыновей, Сейран, был ранен и перевезен российскими миротворцами в больницу в Степанакерт (Ханкенди).
Но в больнице женщину ждала страшная новость: в результате обстрела погибли двое ее сыновей, восьмилетний Микаэль и десятилетний Нвер.
Мы поговорили с Зарине в больнице. Она рассказала, что ей показали тела убитых сыновей.
«Я видела их, они в жутком состоянии, - рассказала женщина. - Это жутко. Я просто хочу, чтобы их отец пришел сюда».
В момент обстрела в селе с детьми находился 15-летний Арман. Он получил раны в области спины, плеч и рук. Мы поговорили с ним в больнице.
«Они начали бомбить все подряд. Кого-то из людей [в селе] убило, кого-то ранило. Я видел, как людям отрывало головы. Это было чудовищно», - вспоминает подросток события того дня.
По словам Армана, рядом с ним разорвались три снаряда.
«Мы собрали детей под деревьями и хотели отвести их в безопасное место. Там нас и обстреляли», - сказал Арман.
По информации защитника прав человека непризнанной Нагорно-Карабахской республики, в результате обстрела села погибло еще трое мирных жителей: сын сельского старосты Гарика Алексаняна, Давит, а также его отец Александр и теща Гоар.
Гарик рассказал нам о ранах Давита, но мы не приводим его рассказ из-за шокирующего характера деталей.
По информации представителей НКР, еще 15 жителей деревни были ранены, а другие были вынуждены покинуть свои дома. Они присоединились к потоку из тысяч армян, бежавшими из своих домов из-за операции Азербайджана. Большинство из них оказались в Степанакерте или были эвакуированы российскими миротворцами на аэродром возле Ходжалы, который используется как база миротворцев. Многие надеялись на эвакуацию по воздуху в Армению, но в итоге провели несколько дней на аэродроме.
Зарине ждет эвакуации в Армению и хочет забрать с собой тела сыновей, но вертолеты забирают из Карабаха лишь раненых, а пробки на выезд через Лачинский коридор достигают десятков километров. Ее семья ждет своей очереди.
Би-би-си не имеет независимого подтверждения деталей обстрела села Сарнахбюр.
Эльчин Амирбеков, спецпосланник президента Азербайджана, сказал Би-би-си, что азербайджанская армия получила приказ «нейтрализовать только легитимные военные цели».
«Мы никогда не желали причинить вред гражданскому населению. Это правда, что случается и сопутствующий ущерб, и мы сожалеем о любых потерях среди мирного населения», - добавил Амирбеков.
Он категорически отверг обвинения в том, что обстрел села был умышленным, и добавил, что в 1990-е армянские силы оккупировали районы Азербайджана, сделали беженцами сотни тысяч азербайджанцев и совершили против них военные преступления.
В подготовке материала участвовала Кейлин Девлин