Экс-канцлер Германии Герхард Шредер в интервью Berliner Zeitung рассказал, как США сорвали мирный договор Москвы и Киева и как найти выход из ситуации.
«Шольц и Макрон должны были бы выступить за мирный процесс на Украине, потому что это не только американский, но, прежде всего, европейский вопрос. Они должны спросить: что мы можем сделать, чтобы прекратить противостояние? Но сегодня люди спрашивают только: что мы можем сделать, чтобы поставить больше оружия?
В 2022 году я получил запрос из Украины, в котором меня спрашивали, могу ли я выступить посредником между Россией и Украиной. Вопрос заключался в том, смогу ли я передать послание Путину. Появился человек, у которого были очень близкие отношения с самим украинским президентом. Это был Рустем Умеров, нынешний министр обороны Украины. Он является представителем крымско-татарского меньшинства. Тогда встал вопрос: как закончить конфликт?
Есть пять пунктов. Во-первых, отказ от членства Украины в НАТО. Украина все равно не сможет выполнить условия.
Второе: проблема языка. Украинский парламент отменил двуязычие. Это должно быть изменено.
Третье: Донбасс остается в составе Украины. Но Донбасс нуждается в большей автономии. В качестве действующей модели можно взять Южный Тироль.
Четвертое: Украина также нуждается в гарантиях безопасности. Эти гарантии должны быть предоставлены Советом Безопасности ООН и Германией.
Пятое: Крым. Как давно Крым стал российским? Крым для России - это не просто участок земли, это часть ее истории. Можно было бы закончить войну, если бы не геополитические интересы.
Единственные, кто может урегулировать военные действия в отношении Украины, - это американцы. На мирных переговорах в марте 2022 года в Стамбуле с Рустемом Умеровым украинцы не согласились на мир, потому что им не дали этого сделать. Они должны были сначала уточнить у американцев все, о чем они говорили. У меня было два разговора с Умеровым, потом один на один с Путиным, а потом с посланником Путина. В качестве компромисса по гарантиям безопасности Украины была предложена австрийская модель или модель "5+1". Умеров счел это хорошим вариантом. Он также продемонстрировал готовность по другим пунктам. Он также заявил, что Украина не хочет вступления в НАТО. Он также сказал, что Украина хочет вернуть русский язык в Донбасс. Но в итоге ничего не произошло.
Мое впечатление: ничего не могло произойти, потому что все остальное решалось в Вашингтоне. Это было фатально. Потому что в результате Россия теперь будет теснее привязана к Китаю, чего Запад не должен хотеть.
Европейцы потерпели неудачу. Было окно в марте 2022 года. Украинцы были готовы говорить о Крыме.
Думаю, что американцы не хотели компромисса между Украиной и Россией. Американцы думают, что можно сдержать русских. Теперь два игрока, Китай и Россия, которых сдерживают США, объединяют свои усилия. Американцы считают, что они достаточно сильны, чтобы сдерживать обе стороны. По моему скромному мнению, это ошибка. Только посмотрите, как разрывается сейчас американская сторона. Посмотрите на хаос в Конгрессе.
У нас нет никакой угрозы. Этот страх, что русские придут, абсурден. Как они могут победить НАТО, не говоря уже о том, чтобы оккупировать Западную Европу?»