«Сенат, наконец, утвердил адмирала Франкетти высшим офицером ВМС», - сообщают американские СМИ. В США продолжают формировать кадры по гендерному признаку - американский флот впервые возглавила женщина.
«Лиза Франкетти стала первой женщиной - начальником штаба военно-морских операций ВМС и вошла в Объединенный комитет начальников штабов. Сенат проголосовал в четверг за утверждение адмирала в качестве 33-го начальника Военно-морских сил, положив конец многомесячной паузе в назначениях».
Ранее, как офицер ВМФ США, Франкетти занимала должность директора по стратегии, планам и политике с 2020 по 2022 год, второго заместителя начальника военно-морских операций по развитию боевых действий в 2020 году и командующего Шестым флотом США с 2018 по 2020 год.
21 июля 2023 года президент США Джо Байден выдвинул кандидатуру Франкетти на должность начальника военно-морских операций. В августе 2023 года, после отставки адмирала Майкла Гилдея, она заняла пост исполняющего обязанности руководителя военно-морскими операциями.
О Лизе Франкетти известно много и, как ни странно, очень мало. Все, что связано со службой и продвижением по карьерной лестнице, отлично просматривается. А вот ее личная жизнь покрыта плотной дымовой завесой. Да и ее взгляды на перспективы военно-морского строительства не вполне ясны, хотя она – фигура публичная и не раз занимала должности, которые требовали раскрытия ее понимания тех или иных аспектов развития ВМС США.
Известно, что Лиза Франкетти родилась 25 апреля 1964 г., то есть ей исполнилось 59 лет, в пригороде города Рочестер, за которым закрепилась слава «мировой оптической столицы», поскольку там расположены головные офисы и предприятия таких известных компаний, как Eastman Kodak, Bausch & Lomb и Xerox. Из фамилии четырехзвездного адмирала явствует, что ее предки имеют итальянские корни. Но о них, равно как и других родственниках, ничего не известно.
После окончания школы невысокая и, прямо скажем, не блещущая красотой, но обаятельная девушка поступила в Северо-Западный университет штата Иллинойс, намереваясь стать журналистом. Но медиа-вумен из нее не получилось. Учась в 1981 г. на первом курсе, она попала на пикник, где познакомилась со студентами, дополнительно проходившими курс обучения в Корпусе подготовки офицеров военно-морского резерва. Те рассказывали много интересного о службе на флоте. Корпус давал студентам привилегии. Поначалу выплачивал по $100 в месяц, а потом и обеспечил постоянной стипендией, в которой Лиза, очевидно, нуждалась. В 1985 г. она окончила университет, получив степень бакалавра журналистики. Но в редакцию не попала, а пошла служить на флот.
В одном из редких своих интервью в марте 2023 года она рассказала корреспонденту телекомпании CBS, что во время ее первого дальнего похода командир корабля прямо заявил ей, что не хочет, чтобы на борту служили женщины, и пожелал потерпеть неудачу на военно-морском поприще. Но это пожелание не сбылось. Франкетти прошла практически все ступени офицерской карьеры на флоте. Она начала на плавбазе эсминцев Shenandoah (AD 44), потом была штурманом на танкере Monongahela (AO 178). Затем настал черед эсминцев. В разных должностях она проходила службу на Moosbrugger (DD 980) типа Spruance и на Stout (DDG 55) типа Arleigh Burke. Командовала эсминцем Ross (DDG 71) и 21-м дивизионом эсминцев. Она также стояла на мостике госпитального судна Mercy (T-AH 19) в ходе проведения операции Pacific Partnership 2010 («Тихоокеанское партнерство 2010»), во время которой это судно ВМС США обошло множество островных государств на Тихом океане, оказывая медицинскую помощь местному населению.
Лиза Франкетти продолжила свое образование. Она окончила Военно-морской колледж в Ньюпорте, где готовят старших офицеров американского флота, и получила степень магистра в области управления в университете Феникса.
С подачи вице-адмирала Норы Тайсон – первой женщины в американском флоте, ставшей в 2010 г. командиром авианосной группы и позже командовавшей 3-м (Тихоокеанским) флотом ВМС США, – Франкетти стала командиром 9-й авианосной ударной группы, а потом и 15-й АУГ. Эти должности требовали контр-адмиральского звания, которое и было получено.
В перерывах между плаваниями Франкетти успешно продвигалась и на береговых должностях. Она была командиром главного резервного центра ВМС США, заместителем помощника НВМО, начальником отдела совместной разработки концепций и экспериментов Объединенного комитета начальников штабов, военным помощником министра ВМС США. Контр-адмирал командовала военно-морскими силами Соединенных Штатов в Южной Корее.
В 2018 г. в вице-адмиральском звании она оказалась в Неаполе, где приняла командование 6-м флотом США. Под ее руководством планировалась операция по нанесению ударов крылатыми ракетами Tomahawk по территории Сирийской Арабской Республики под надуманным предлогом «наказания» режима Башара Асада за использование химического оружия. Главной сложностью было избежать попаданий по российским военным объектам. С этой задачей Франкетти справилась.
Командующая 6-м флотом приняла участие и в раскручивании антироссийской военной истерии на Украине. Она фактически командовала учениями НАТО Sea Breeze 2019 на Черном море, в которых приняли участие 27 кораблей ВМС Североатлантического альянса и стран-сателлитов, в том числе Незалежной. Стараниями украинских «друзей» Лизе Франкетти довелось пережить, пожалуй, один из самых сильных стрессов за всю свою военную карьеру. Тогдашний командующий ВМС Украины контр-адмирал Игорь Воронченко решил устроить для американской гостьи морскую прогулку вдоль одесского побережья. В качестве «яхты» он выбрал речной бронекатер типа «Гюрза-М». На свежей волне это плоскодонное суденышко бросало из стороны в сторону. Лиза Франкетти, которая служила на кораблях никак не меньше эсминцев, чувствовала себя не очень комфортно. Она вцепилась одной рукой в леер, но на фотокамеру натужно улыбалась.
Франкетти в адмиральском звании вернулась в Объединенный комитет начальников штабов Вооруженных Сил США в 2020 г. уже в качестве директора по стратегии, планам и политике. А в 2022 г. после назначения на должность первого заместителя начальника военно-морских операций ей было уже присвоено звание полного четырехзведного адмирала (адмирала флота) – высшего в ВМС США.
До нее столь высокое звание имела только одна женщина – афроамериканка Мишель Ховард, которая на четыре года старше Франкетти. Ховард тоже могла стать начальником военно-морских операций, шагнув с должности заместителя НВМО. Однако, несмотря на все ее заслуги, включая участие в боевых операциях Desert Shield («Щит пустыни») и Desert Storm («Буря в пустыне») против Ирака, а также Joint Endeavor («Совместные усилия») против Югославии, президент Дональд Трамп не номинировал ее, и Ховард пришлось уйти в отставку по возрасту.
Обогнала Франкетти и Линда Фаган, комендант, то есть командующая Береговой охраной США, и тоже полный адмирал. Она получила должность и звание в прошлом году. Однако, несмотря на то, что БОХР США как военно-морское ведомство тесно взаимодействует с ВМС, в том числе в отдаленных от берегов Соединенных Штатов акваториях, эта силовая структура в мирное время подчиняется не Пентагону, а Министерству транспорта США. То есть Фаган и Франкетти служат разным правительственным учреждениям.
Надо заметить, что феминизация морской службы в США с тех пор, как Лиза Франкетти вступила во флотские ряды, сильно продвинулась. Сейчас практически на любом корабле, включая подводные лодки, авиачасти ВМС и в морской пехоте можно встретить женщин, причем на самых разных должностях: от рядовых – до адмиралов и генералов. Это, безусловно, с одной стороны, свидетельствует о растущем равноправии граждан Соединенных Штатов, а с другой, как ни странно, – о социальных проблемах страны. Женщины все чаще пополняют ряды ВМС, Береговой охраны и Корпуса морской пехоты потому, что они находят там более высокооплачиваемую работу, чем на «гражданке». А еще чаще потому, что в гражданской жизни более достойной работы для них попросту нет. Флот привлекает «слабый пол» также множеством привилегий как во время самой службы, так и после ее окончания. Та же Франкетти, по свидетельству американских СМИ, обладает личным состоянием, которое оценивается в $7-10 млн. Впрочем, эта немалая даже по американским меркам сумма, очевидно, сложилась не только из окладов, надбавок за должностные звания и морских премиальных, но и за счет удачных вложений в ценные бумаги, а может быть, и полученного наследства.
Однако с назначением Лизы Франкетти на пост начальника военно-морских операций оказалось не все так просто. Как сообщали американские СМИ, против ее кандидатуры возражал министр обороны Ллойд Остин. На место НВМО он предлагал командующего Тихоокеанским флотом адмирала Сэма Папаро. Но Белый дом настоял на своем. «Лиза Франкетти отдала 38 лет самоотверженной службы нашей стране в качестве офицера, в том числе в своей нынешней роли заместителя начальника военно-морских операций, – говорилось в заявлении администрации США от 21 июля. – На протяжении всей своей карьеры адмирал Франкетти демонстрировала высокий профессионализм как в оперативной, так и в политической областях». Джо Байден одновременно с Франкетти номинировал Папаро на пост главы Индо-Тихоокеанского командования Вооруженных Сил США – главного стратегического направления военной политики Соединенных Штатов.
Наконец, Лиза Франкетти стала и.о. НВМО и членом Объединенного комитета начальников штабов. В СМИ не светилась. Единственное исключение – ее появление в августе на студенческом конкурсе RoboSub по развитию подводных беспилотных технологий на военно-морской базе Пойнт-Лома в Сан-Диего. Франкетти, приветствуя участников этого мероприятия, заявила: «Адмирал Гилдей поручил нам продолжать развитие беспилотных средств. В этой области достигнут большой прогресс. Заглядывая в будущее, мы знаем, что у нас всегда будут наши традиционные платформы, но у нас будут также беспилотные системы, работающие вместе с ними». «Технологии постоянно меняются, – почеркнула и.о. НВМО. – Адмирал Гилдей сказал, что нация, которая может адаптироваться к эффективному использованию новых технологий, будет нацией, которая победит в кризисе и победит в войнах. Мы должны быть в состоянии подумать о том, что это за новая технология, как мы собираемся быть на шаг впереди, и убедиться, что мы всегда можем ее использовать». Ссылки на своего предшественника – адмирала Майка Гилдея – не случайны. Тот всегда был сторонником внедрения беспилотных систем на море. И Франкетти обозначила приверженность тому же курсу.
Сам же американский флот уже на протяжении полутора десятилетий переживает кризис. Да, он по-прежнему сильнейший в мире. Но ему дышат в затылок ВМС НОАК. В области надводного кораблестроения КНР перегоняет США. В августе Министерство обороны Соединенных Штатов подписало контракт с компаниями Ingalls Shipbuilding и General Dynamics Bath Iron Works на поставку до 2027 г. десяти эсминцев типа Arleigh Burke версии Flight III с опционом еще на пять единиц. Это, конечно, круто. Только за тот же срок китайская промышленность сможет выдать в три раза больше кораблей такого же класса. Сильно страдает американская судоремонтная отрасль. По этой причине более половины кораблей ВМС США пребывают в базах. Так, на 14 августа этого года, то есть на день вступления в должность Лизы Франкетти, из 299 боевых кораблей и вспомогательных судов океанской зоны, числившихся в составе ВМС, были развернуты 100 единиц, из которых только 83 находились в море. То есть у новой командующей будет много забот.
И в заключение все-таки несколько слов о личной жизни исполняющей обязанности начальника военно-морских операций. В Интернете удалось найти только одну фотографию Лизы Франкетти рядом с мужем Джеймсом Зивертом и дочерью Изабель. Снимок относится ко времени ее командования 6-м флотом, то есть сделан три-четыре года назад. Никаких данных о возрасте, образовании и роде занятий супруга не имеется. Судя по фото, дочь тогда училась в старших классах школы. Следовательно, сейчас она получает образование на одном из младших курсов какого-нибудь университета или колледжа.