Независимая исследовательская группа Russian Field провела 13-й опрос об отношении жителей России к войне в Украине (российские власти на втором году войны все еще требуют называть ее "специальной военной операцией"). Исследователи регулярно проводят всероссийские телефонные опросы, чтобы проследить, как отношение меняется, последний прошел с 21 по 29 октября 2023 года. В нем поучаствовали 1611 человек, 55% из них женщины и 45% – мужчины. У большинства опрошенных – 53% – есть высшее образование.
Ниспадающий тренд ожиданий
Один из вопросов, который социологи задали россиянам, – об ожиданиях, каким будем их материальное положение через один-два года. Ответы "ухудшится" и "скорее ухудшится" стали самыми распространенными – так ответили 43% опрошенных. 31% респондентов уверены, что материальное положение останется без изменений, а 21% считает, что положение улучшится. Наиболее оптимистичными в отношении материального положения оказались люди пенсионного возраста, люди без образования и обеспеченные респонденты.
Лишь 25% считает военные действия неуспешными
Более половины респондентов, опрошенных исследователями, считают, что для российской армии "специальная военная операция" продвигается успешно. Однако по сравнению с предыдущим опросом в июне 2023 года количество положительных оценок снизилось – с 58% до 56%. Неуспешными боевые действия называют лишь 25%. На оценку хода военных действий российской армии влияют источники информации: так, телезрители в два раза чаще оценивают ход "военной операции" как успешный, в отличие от аудитории телеграм-каналов и интернет-СМИ. Также влияет и окружение – чем больше людей в окружении человека поддерживает войну, тем больше вероятность, что и он заявляет о ее поддержке.
В это же время две три респондентов (65%), независимо от уровня дохода и образования, считают, что Россия в целом движется в правильном направлении. Однако это наименьший показатель за все время, что исследователи проводили опрос. Так, в июне 2023 года таких людей было на 8% больше.
Удержать позиции и начать мирные переговоры
Из предложенных исследователями вариантов дальнейших действий российской армии в Украине – "наступательные действия", "вывод войск" или "удержание текущих позиций" – 66% выбирают удержание текущих позиций, а 60% поддерживают наступательные действия. За вывод войск – 32%. Дарья Павлова, руководитель направления публичных исследований Russian Field, отмечает, что почти треть тех, кто выступает за вывод войск – это высокий процент и для группы исследователей он был удивителен. "Однако стоит понимать, что среди этих людей также много тех, кто готов к выводу войск только при выполнении российских условий. Но такой высокий процент для довольно радикального решения также говорит о том, что большая доля россиян хотят окончания военных действий", – говорит Павлова.
За все время исследований максимально увеличился показатель россиян, которые поддержали бы начало мирных переговоров. Таких людей стало впервые больше, чем тех, кто выступает за продолжение войны: 48% против 39%. Продолжать "СВО" чаще всего выбирают мужчины и респонденты от 45 лет. Дарья Павлова отмечает, что количественный метод опроса не позволяет с точностью говорить, почему стало больше россиян, которые поддерживают идею мирных переговоров: "Но есть косвенные вопросы, которые могут натолкнуть на предположение. Например, это отношение к новостям и доверие им, вопросы про эмоциональное состояние. Можно предположить, что такой серьезный перелом действительно связан с усталостью: значимых новостей с фронта нет, но на жизни граждан ситуация до сих пор отражается. Почти половина респондентов уверены, что в будущем экономическая ситуация будет еще хуже. Возможно поэтому россияне все больше хотят быстрого и мирного разрешения ситуации".
Среди тех, кто выбирает вариант "мирные переговоры", больше всех тех, кто отменил бы решение начинать войну, если бы была возможность вернуться в прошлое, а также тех, кто считает, что "специальная военная операция" проходит не успешно. Если же решение начать мирные переговоры примет Владимир Путин, то 74% опрошенных россиян поддержали бы это решение.
Павлова отмечает, что исследовательская группа давно и намеренно использует в своих опросах вопросы с упоминанием Путина, так как такая формулировка помогает снять с респондента ответственность за решение – и либо согласиться, либо не согласиться с президентом. "Здесь к доле респондентов, жалеющих мира, добавляются и те, кто лоялен действующей власти, привык полагаться на ее решения. Это довольно показательный метод, на наш взгляд. При этом показателен и второй вопрос с упоминанием Владимира Путина. В этом исследовании он звучит так: "Если Владимир Путин завтра объявит о проведении второй волны мобилизации, Вы поддержите или не поддержите такое решение?" Ранее мы задавали [в похожей формулировке] вопрос про поход на Киев. И часто поддержка такого решения Путина была примерно равна и поддержке мирного решения. Но тут, когда речь идет о личной безопасности, разница с вопросом без упоминания Путина и с упоминанием не сильно велика. Вероятно, это одна из тех черт, которые россияне уже не готовы переходить", – объясняет Павлова.
На вопрос о том, каким должно быть мирное соглашение, самый распространенный ответ (10%) – это возврат к мирной жизни и прекращения гибели людей. 9% выбирают признание ДНР и ЛНР территорией России, 7% – за признание Херсонской области и Запорожья территорией России, а 6% выбирают вариант "капитуляция Украины".
Вторая волна мобилизации и эмоции
Исследователи также спросили россиян об их отношении ко второй волне мобилизации. Тех, кто не поддерживает ее, больше половины – 58%. Образование и материальный достаток не влияет на этот выбор, а вот телезрители поддерживают вторую волну мобилизации чаще, чем аудитория телеграм-каналов. Размышляя об эмоциях, которые они бы испытали, если будет объявлена вторая волна мобилизации, 61% опрошенных ответили, что они были бы негативными. Также у 61% россиян новости о "военной операции" в целом до сих пор вызывает сильные эмоции.
В это же время почти половина россиян (49%) не стали бы отменять решение о начале войны, если бы это можно сделать в прошлом.