Дефицит союзников — главная проблема внешней политики Китая и решается она через сближение с Россией, утверждает в своем телеграм-канале авторитетный китаевед Николай Вавилов.
Вовлечение китайской экономики в мировую — с одной стороны зависимость от потребления китайского экспорта на мировых рынках и с другой стороны зависимость от энергоресурсов, продовольствия и высокотехнологичного импорта с другой — заставляет Китай вступить в мировую конкуренцию с другой глобальной экономикой - США. По мере усиления проблем внутреннего рынка Китая острота и неотложность решения внешних проблем только усиливается.
Это заставляет высшее руководство Китая решать сложную дилемму — отказаться от конкуренции с США и оставаться вертикальной интегрированной (читай «подчинённой») американскому центру финансово-промышленной периферией, с неэквивалентным обменом в пользу США и долларовой системы — в конечном счёте в период мировой рецессии снизить темпы роста до нуля и пережить вторую Гражданскую войну, не без «помощи» США, из которой Китай может не выйти единым, - либо пойти на неизбежную попытку конструировать альтернативный мировой центр, в котором поставки энергоносителей, продовольствия и технологий происходили бы без «долларовой ренты», а большая часть добавленной стоимости оставалась в Китае — через создание неамериканской системы в первую очередь среди поставщиков сырья (БРИКС+) и премиальных рынков (Европа, в идеале часть Восточной Азии). Самим стать новыми США, пройти через огонь мировой войны и сформировать новый финансовый центр мира.
С 2012 года Китай пошёл «своим путём»: общественное мнение живет в парадигме преодоления столетней Гражданской войны с элементами масштабной внешней интервенции и волнами геноцида, а также демонстративного уничтожения СССР западными странами.
Все, что делает Китай с 2012 года — это сознательно закамуфлированное создание глобальных экономических сетей, которые должны заменить американские системы влияния на мир и перестроить его на обеспечение жизнеспособности китайской экономики, устойчивости китайского государства.
Планы по освоению мировых финансовых, промышленных рынков являются яркими примерами такой политики — Китай спасает свой падающий внутренний спрос через расширение присутствия на мировых рынках — первым идёт автосектор, локомотивостроение, судостроение, вторым в перспективе десяти лет — авиастроение, третьим - атомная энергетика. В параллель - инфраструктурные проекты «Пояса и пути» на сверхвыгодных кредитных условиях. Это и называется претензия на глобальное лидерство.
Однако, несмотря на свою экономическую мощь, которая стала плодом китайских трудовых ресурсов и западных рынков, Китаю в реализации своих глобальных планов противостоит мощная и постоянно усиливающаяся в Тихом и Индийском океане система союзных США вооружённых сил ряда стран — Японии, Южной Кореи, Филиппин, Тайваня (оборонный бюджет Израиля или Польши), Сингапура, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Канады, собственных вооружённых сил США. А в глобальном противостоянии и весь блок НАТО — этим обусловлено дальнейшее движение альянса в Азию.
Что может противопоставить Китай Западу со всей его мощью, что решит задачу глобального лидерства и сохранения китайского государства?
Коварно разрушать западные союзы и переманивать друзей США, вести гибридную холодную войну — этого не достаточно. Китаю нужна система гибридных, недекларируемых союзников, но где их взять?
Среди соседей Китая и тем более в дали от его границ с трудом можно назвать государства уровня военно-политического влияния России, которые бы могли бы выстраивать альтернативные модели мирового лидерства с Китаем — ни Бразилия, ни ЮАР, ни Саудовская Аравия, ни тем более член НАТО Франция не тянут на эти роли. Индия находится в состоянии подготовки к конфронтации с Китаем, страны Южно-Китайского моря - имеют территориальные споры с Китаем.
Реальный анализ перспектив глобального лидерства Китая показывает, что оно не просто будет сложным, а оно будет невозможным без России и ее роли в ШОС и БРИКС+. Россия решает проблему дефицита союзников Китая и ломает планы по окружению Китая от Белуджистана и Мьянмы до Монголии и Кореи.