«ЦАХАЛ продолжает расширять свою наземную операцию против центров ХАМАС на всей территории сектора Газа», — заявил журналистам в Тель-Авиве официальный представитель Армии обороны Израиля, контр-адмирал Даниэль Хагари. — Наши cилы сталкиваются лицом к лицу с террористами и убивают их».
Агентство ООН по делам беженцев считает, что сейчас в секторе Газа 1,8 млн людей были вынуждены покинуть свои дома.
Можно ли уничтожить ХАМАС? История говорит, что да, но все зависит от того, что будет после войны
Британский журнал Spectator опубликовал статью журналиста из Абу-Даби Надима Котейха, в которой он анализирует, возможно ли в принципе ликвидировать ХАМАС, учитывая, что именно эту задачу поставило перед своей армией правительство Израиля.
Выступая на форуме «Союза для Средиземноморья», Верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель сказал: «ХАМАС — это не просто группа людей, а неубиваемая идея и идеология».
Означает ли это, что ЦАХАЛ пытается выполнить по определению невыполнимую задачу?
Надим Котейх считает, что нет, и что история знает прекрасные примеры, когда, казалось бы, неистребимая идеология может быть побеждена совокупным приложением военной силы и экономических преобразований.
«Падение нацистов, - пишет он, - демонстрирует силу военной доблести в борьбе с глубоко укоренившимися идеологиями. Союзные войска посредством последовательных и упорных воздушных и наземных ударов не только свергли физический оплот нацистского режима, но и подготовили почву для идеологической метаморфозы. Этот сейсмический сдвиг, подкрепленный экономической изобретательностью Плана Маршалла, подчеркивает фундаментальную истину: когда военная стратегия умело сочетается с политическим и экономическим предвидением, даже самые грозные идеологии могут быть разрушены».
Но что ответить тем, кто приведет в качестве обратного примера Талибан, который вернулся к власти в Афганистане через 20 лет после свержения его власти? Казалось бы, это должно подтвердить тезис Борреля о том, что некоторые идеологии просто нельзя убить.
«Однако в этой ситуации присутствует упущенный элемент: глубокая социальная и экономическая реформа… В Афганистане не произошло всеобъемлющей перестройки. Талибан можно было победить на поле боя, но без заполнения вакуума чем-то более привлекательным его возвращение было неизбежным», - считает Котейх.
ХАМАС можно победить военным путем, но он несомненно вернется, если разрушенную израильской армией Газу оставить в руинах и просто оттуда уйти. По его словам, богатые арабские страны уже пообещали порядка 50 млрд долларов США на восстановление сектора.
«Но этот пакет помощи на восстановление, – продолжает Надим Котейх, – как и любая другая помощь палестинскому народу, должен быть связан с политическими и культурными реформами, чтобы гарантировать, что из руин восстанет свободная от коррупции и приверженная миру политическая власть. Израиль также должен изменить свое отношение к решению проблемы двух государств. Ему следует сделать как можно больше, чтобы такое решение стало возможным. Только так он может дать надежду палестинцам на то, что их ждет лучшее будущее».
В противном случае очередной призыв движения ХАМАС или аналогичной организации может снова показаться привлекательным.
«История служит свидетельством того, что кажущуюся неодолимой крепость жестких идеологий действительно можно покорить. ХАМАС не обязательно останется навсегда. Но вот удастся ли его уничтожить, будет зависеть от того, что произойдет, когда наконец закончится война между Израилем и сектором Газа», - заключает автор статьи.