Спецслужбы Литвы сообщают об активизации работы белорусского КГБ за границей: они вербуют агентов среди уехавших белорусов и собирают информацию о том, как можно нелегально пересечь границу. Чтобы бороться с белорусскими спецслужбами, в МВД Литвы предложили ужесточить ограничения для граждан Беларуси, приравняв санкции к тем, которые применяются к россиянам.
В середине октября 2023 года школы, детские садики и другие учреждения стран Балтии получили сотни ложных сообщений о минировании. В Департаменте госбезопасности Литвы эти действия назвали "информационными атаками враждебных государств". Сразу после этого глава ведомства Дарюс Яунишкис заявил, что активизация деятельности белорусского КГБ "достигла исторических высот". Процесс совпал с массовым бегством белорусов за границу. Только за 2023 год число белорусов, которые приехали в Литву, по данным миграционной службы страны, увеличилось до 60 тысяч человек.
"КГБ внедряет свою агентуру среди бегущих белорусов. В Литве они собирают информацию о своей диаспоре, демократической оппозиции и ее организациях, разведывательных учреждениях Литвы, процедурах пересечения границы и организаторах легального и нелегального въезда в Литву. В случае их возвращения в Беларусь пропаганда режима использует этих лиц в клеветнических кампаниях против Литвы, ее государственных институтов и белорусской демократической оппозиции", – отметили в Департаменте госбезопасности Литвы.
"Если ранее это были какие-то экономические истории, возможно, такая классическая разведка, то сейчас непосредственно на территории Литовской Республики проводятся различные операции по дискредитации, по очернению имиджа, по ухудшению взаимоотношений между собой различных игроков белорусского оппозиционного поля", – подтверждает эти опасения правозащитник, сооснователь фонда BYSOL Андрей Стрижак, который сегодня тоже живет за границей.
Активизация КГБ в последнее время замечена не только в Литве. В конце ноября на семинаре по безопасности для белорусов Варшавы под видом "представителя Евросоюза" в эфир к аудитории вышел действующий сотрудник КГБ Константин Бычек: он предложил оппозиционерам сдаться белорусским силовикам.
Позже выяснилось, что организатор семинара активист Олег Аксенов предоставлял информацию о различных мероприятиях с участием белорусов зарубежья якобы "представителю Евросоюза", а в реальности – сотруднику КГБ. И хотя данные от активиста были в открытом доступе и никакой информационной ценностью не обладали, в КГБ проведенную операцию назвали успешной.
С такой оценкой в BYSOL не согласны."Человек не давал никакой суперэксклюзивной информации о том, что происходило, по крайней мере, по его словам. Вся информация оказалась в открытых источниках, и в целом сама операция оказалась блефовая. Красивая, яркая, да, но не несущая за собой каких-либо последствий, потому что доступа к действительно чувствительной информации у человека не было", – считает Стрижак.
Настоящему Времени не удалось получить комментарий Олега Аксенова, но в интервью белорусской службе Радио Свобода активист признал, что ошибся и попал под манипуляцию КГБ. Основная задача спецслужб любой страны, рассказали нам в объединении бывших силовиков Belpol, – сбор различной информации.
По словам Владимира Жигаря, Комитет госбезопасности интересует в первую очередь финансирование демократических сил и источники информации из Беларуси. "Последнее представляет наибольший интерес, – говорит представитель Belpol. – Потому что до сих пор из Беларуси даже нашей организации поступает очень закрытая, очень серьезная, конфиденциальная информация. И они хотят знать в том числе, откуда эта информация поступает".
В сферу интересов, добавляет Жигарь, также входят поиски возможностей в обходе экономических и политических санкций в отношении Беларуси, контакты, которые смогут лоббировать интересы белорусских властей в ЕС. Немаловажной является информация и о военном потенциале стран Евросоюза.
Под риск быть завербованным КГБ попадают не только белорусы, которые бежали из-за репрессий за границу, но и иностранцы. Так, в начале октября по подозрению в работе на белорусский КГБ спецслужбы Литвы задержали местного юриста Мантаса Даниэлюса.
Чтобы избежать контактов со спецслужбами Беларуси, собеседники Настоящего Времени рекомендуют внимательно относиться к цифровой безопасности своих гаджетов и, самое главное, при подозрении верифицировать контакты, с которыми имеете дело. В то же время важно не искать в каждом политически активном белорусе за границей агента КГБ, отмечает представитель Belpol.
"Не надо думать, что каждый человек, который интересуется какими-то моментами, – это обязательно агент, – говорит Владимир Жигарь. – Но при этом необходимо быть бдительными, и, если у вас есть стопроцентная уверенность, что тот или иной человек работает на спецслужбы Лукашенко, в каждой стране мира имеются профильные органы государственные, которые могут решить этот вопрос".
"Я уверен, что и для КГБ, и для путинского ФСБ белорусские демсилы представляют огромный интерес. Нельзя исключать, что они пытаются инфильтрироваться, какую-то информацию собирать, лично на Тихановскую в том числе каким-то образом давить, – рассуждает старший советник Светланы Тихановской Франак Вячорка. – Но, с другой стороны, я согласен с Владимиром Жигарем, что нельзя параноить, потому что, когда мы будем параноить и каждого подозревать в сотрудничестве с КГБ, мы просто не сможем работать. Поэтому бдительность, контроль. Чистить телефоны, смотреть, кто вам пишет на мейл или в чаты. Если вас пытаются завербовать или вы видите, что кто-то вам угрожает, не бояться приходить к правозащитникам, к тому самому Belpol, информировать других. В таких случаях надо выходить в паблик и говорить об этом открыто".