Президент Венесуэлы Николас Мадуро и президент Гайаны Ирфаан Али обменялись рукопожатием после двухчасовой встречи в Сент-Винсенте и Гренадинах, который в настоящее время председательствует в Сообществе государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC).
Обе стороны договорились, что они «не будут угрожать или применять силу друг против друга ни при каких обстоятельствах, включая те, которые связаны с любыми существующими спорами между двумя странами».
Премьер-министр Сент-Винсента и Гренадин Ральф Гонсалвеш зачитал заявление из девяти пунктов, в котором содержались конкретные шаги по предотвращению повторного обострения напряженности.
Однако Венесуэла и Гайана не договорились о глобальной юрисдикции для разрешения территориального спора по региону Эссекибо.
Обе стороны пообещали разрешить спор «в соответствии с международным правом», но отметили, что Гайана считает, что Международный суд в Гааге обладает соответствующей юрисдикцией по этому вопросу, которую Венесуэла не признает.
Гонсалвеш заявил, что обе стороны «привержены добрососедским отношениям, мирному сосуществованию и единству Латинской Америки и Карибского бассейна».
Оба президента также договорились встретиться снова в ближайшие три месяца в Бразилии, президент которой Луис Инасио Лула да Силва предложил выступить посредником в споре.
Уже сообщалось, что на прошлой неделе Мадуро подписал шесть указов об аннексии региона Эссекибо. Среди принятых решений - ратификация новой карты Венесуэлы и назначение нового лидера региона, который объявляется 24-м штатом страны и называется Гайана-Эссекибо.
Решение об аннексии было принято по итогам референдума, проведенного в Венесуэле – по официальным данным, более 95% избирателей поддержали аннексию Эссекибо. Каракас заявил, что в референдуме приняли участие около 10,5 миллионов из 20,7 миллионов избирателей Венесуэлы, имеющих право голоса, в то время как эксперты по выборам и средства массовой информации подозревают, что в референдуме приняли участие только 10% избирателей и что результаты были сфальсифицированы. Центральная избирательная комиссия Венесуэлы не опубликовала результаты референдума.
На протяжении десятилетий Венесуэла претендовала на регион Эссекибо, который составляет более двух третей площади Гайаны и является домом для 125 000 из 800 000 граждан страны.
Гайана, бывшая британско-голландская колония, утверждает, что граница с Венесуэлой была определена арбитражной комиссией еще в 1899 году. Однако Венесуэла утверждает, что естественная граница образована рекой Эссекибо, расположенной на востоке спорной территории, и что эта граница также признана исторически.
Территориальные разногласия усилились с 2015 года, когда «ExxonMobil» обнаружила нефтяные месторождения в регионе Эссекибо. О референдуме в Каракасе было объявлено после того, как в августе Джорджтаун начал выставлять на аукцион нефтяные месторождения.
Гайана обратилась в Международный суд с просьбой остановить референдум, а суд призвал Каракас воздержаться от любых действий, которые могли бы изменить нынешний «статус-кво» в регионе Эссекибо, но не упомянул о референдуме.
Гайана опасалась, что референдум может открыть Венесуэле путь к одностороннему и незаконному захвату территории соседней страны.