Во Франции на днях был сделан значимый шаг к закреплению в Конституции абортов по желанию женщины (IVG, interruption volontaire de grossesse). На этой неделе правительство от имени президента Эмманюэля Макрона представило законопроект о внесении в Основной закон «свободы» на IVG. Подобный шаг обсуждается во Франции с 2022 года, на фоне регрессии в праве на аборт в США и дальнейших ужесточений в Польше.
Во Франции инициатива о ревизии Конституции может исходить от президента или от парламентариев. Если поправки предлагает парламент, они еще должны быть одобрены на всенародном референдуме. Если их инициирует президент (по предложению главы правительства), то референдум можно не назначать. Во этом случае изменения в Конституцию вносятся, если проект одобрен 3/5 голосов депутатов обеих палат парламента, объединенных в Конгресс.
Обсуждение идет уже больше года
Процесс «конституционализации» абортов во Франции начался в 2022 году, на фоне того, что в США Верховный суд разрешил штатам запрещать аборты, и после дальнейшего ужесточения антиабортного законодательства в Польше. Отметим, что речь идет не об абортах по медицинским показаниям, а об абортах по желанию женщины (IVG), которые во Франции проводят до окончания 14-й недели беременности.
С тех пор нижняя палата парламента (Национальное собрание) и верхняя палата парламента (Сенат) уже одобрили соответствующий законопроект, выдвинутый самими парламентариями, но разошлись в формулировках. В итоге этот процесс «заморозился».
На первый взгляд эти различия в формулировках могут показаться лишь техническими, но они имеют ключевое значение. В ноябре 2022 года Национальное собрание приняло версию, закрепляющую «равный доступ к праву на аборт по желанию женщины» с включением новой статьи в Конституцию. Эту формулировку, внесенную левыми депутамами, поддерживают феминистские организации.
Сенат с правым большинством эту версию ожидаемо отклонил. Но в феврале 2023 года Сенат к всеобщему удивлению все-таки одобрил включение IVG в Конституцию. Принятая в итоге Сенатом модифицированная версия была предложена бывшим соратником Симоны Вейль Филиппом Ба. Звучит она так: «Закон определяет условия, в рамках которых реализуется свобода женщины прерывать беременность».
То есть из изначальной формулировки были исключены «право» на аборт и фраза «по желанию женщины». Эта версия в Сенате была представлена как консенсусная — как шаг в сторону возможного компромисса с Нацсобранием, сообщает русская редакция Французского радио.
Версия Филиппа Ба была одобрена 166 сенаторами (благодаря голосам всех левых сенаторов, некоторых центристов, а также 16 правых «Республиканцев»), 152 сенатора голосовали против. При этом Сенат предложил не создавать отдельной статьи Конституции, а дополнить уже существующую статью 34, где перечислены области применения закона.
«Мы не можем принять своего рода абсолютное и неопределенное право, которое не постулировало бы условий и ограничений. Всякая свобода имеет свои условия и пределы, и прерывание беременности по желанию женщины — тоже», — пояснял свою логику Филипп Ба, ссылаясь на дух «закона Вейль», легализовавшего во Франции аборты с 1975 года.
После одобрения Сенатом эта версия Филиппа Ба могла бы вернуться в Нацсобрание на второе чтение, чего с тех пор так и не произошло. В связи с тем, что по инициативе президента был представлен новый законопроект, левые депутаты из партии «Непокорная Франция» отозвали свой законопроект. Но если бы даже Нацсобрание одобрило сенатскую версию (что сомнительно), тогда бы пришлось организовывать всенародный референдум по вопросу о включении «свободы» или «права» на аборт по желанию женщины в Конституцию.
Пошли другим путем
Администрация президента Макрона хотела избежать такого референдума. Как заявили в Елисейском дворце, организация голосования вылилась бы в «ненужные дебаты „за“ или „против“ абортов». Перед референдумом время выступлений сторон в СМИ должно быть равным, что дало бы противникам этих поправок «диспропорциональную трибуну», сказали в Елисейском дворце.
Чтобы вписать в Конституцию гарантию IVG, французские власти решили пойти другим путем — внести законопроект по инициативе президента, который не предусматривает проведения референдума.
Такой законопроект был представлен на Совете министров 12 декабря. Как ожидается, Национальное собрание рассмотрит его 24 января. В случае одобрения двумя палатами парламента он будет вынесен на голосование Конгресса — обеих палат, соберущихся вместе в Версале. Для одобрения тут понадобится большинство в три пятых голосов.
Президентский законопроект во многом повторяет сенатскую версию. Финальная версия, представленная 12 декабря министерством юстиции, выглядит так: «Закон определяет условия, в рамках которых реализуется право, гарантированное женщине, на прерывание беременности по желанию». Речь не идет о создании новой статьи Конституции, а о дополнении к 34-й статье.
Как пояснял Эмманюэль Макрон, важно было найти точки соприкосновения между позициями Сената и Национального собрания, чтобы иметь шанс заручиться 3/5 голосов Конгресса. Ожидается, что голосование Конгресса французского парламента может пройти в начале марта.
На сегодняшний день внесение абортов в Конституцию V Республики — мера прежде всего символическая. Возможность проведения абортов по желанию женщины и так гарантирована французским законом, в частности Кодексом об общественном здравоохранении. Но ее внесение в Основной закон должно усложнить возможные попытки запретить или ограничить право на аборт в будущем.
Если этот законопроект будет одобрен, Франция станет первой страной в Европе и одной из первых стран мира, где свобода на аборт по желанию женщины закреплена в Конституции, отмечают в правительстве.
Председательница ассициации «Женский фонд» Анн-Сесиль Мэльфер указывает, что появление в Конституции такого дополнения не изменит тех проблем, с которыми женщины во Франции продолжают сталкиваться в сфере проведения абортов. Она, в частности, упомянула о закрытии профильных больничных отделений. Тем не менее в ассоциации подчеркнули, что на фоне «международного контекста» и «скоординированных атак со стороны антиабортных движений» «важно снова подчеркнуть, в каком лагере находится Франция».