Об этом в среду пишет rus.postimees, напоминая, что в сентябре 2024 года на эстонский язык должны перейти первый и четвертый классы школ, которые до сих пор назывались русскоязычными. Параллельно переход произойдет в детских садах. Реформа завершится к 2030 году.
Предостережением для министра является опыт десятилетней давности, когда, несмотря на букву закона, 60 процентов предметов в гимназических ступенях многих школ перевели на эстонский язык, скорее, на бумаге. Свою роль в этом сыграли власти некоторых самоуправлений и безразличие министров. Если Каллас допустит такой разброд и шатание в этот раз, то это станет громким политическим провалом.
Впрочем, время изменилось. Политической решимости стало больше, да и общество относится к переходу гораздо одобрительнее.
Кристина Каллас инициировала ревизию в русскоязычных школах, чтобы понять их реальную готовность к переменам. Ее можно часто видеть на встречах с директорами и учителями, особенно на Северо-Востоке. Она всегда готова отвечать на неудобные вопросы журналистов. В министерстве ответственными за переход назначены конкретные чиновники. Но есть и проблемы: например, бюрократическая задержка с дополнительными выплатами учителям, преподающим на эстонском в Ида-Вирумаа, очень разозлила педагогов этой осенью.
Министру предстоит решить массу вопросов, чтобы обеспечить в сотрудничестве с местными самоуправлениями достаточное количество эстоноязычных учителей и не допустить политический саботаж реформы.
Слом языковых барьеров и создание единой системы школьного образования на эстонском языке положит конец ситуации, когда выпускник не может полноценно работать или даже просто общаться на эстонском языке и не понимает эстонского культурного контекста. Все это резко снижает шансы на получение высшего образования и карьерный успех, приводя к маргинализации.
Кристина Каллас обязана доказать, что сломать этот порочный круг возможно, подчеркивает газета.