Крупный участок в историческом центре Ростова-на-Дону по распоряжению губернатора без торгов передали компании экс-депутата донского Заксобрания. На месте снесенных годом ранее исторических зданий – дома армянского купца Николая Аджемова и бывшего здания Общества взаимного кредита, с которым связана легенда о крупнейшем ограблении в Ростове, – появится музей сотрудника КГБ Геворка Вартаняна, на одном из этажей которого расположат Совет ветеранов госбезопасности.
Кавказ.Реалии рассказывает, почему участок под будущим музеем КГБ окрестили "площадью ошибки экскаваторщика" и почему выбор места для него вызывает вопросы.
В конце декабря строительной компании бывшего депутата Заксобрания Ростовской области Арутюна Сурмаляна без проведения торгов передали участок в самом центре исторической части города, в двухстах метрах от здания ростовской администрации – распоряжение об этом подписал губернатор Василий Голубев.
Основанием для передачи земли стал региональный закон, согласно которому власти могут предоставлять право аренды единственному кандидату, если он реализует на этом месте соответствующий специальным критериям "масштабный инвестиционный проект" – еще в статусе депутата Сурмалян обещал возвести на соседнем участке музей, посвященный сотруднику Первого главного управления КГБ СССР Геворку Вартаняну. В октябре земельно-градостроительная комиссия Ростовской области признала будущий музей "объектом социально-культурного значения": по словам вице-губернатора региона Александра Скрябина, в лице отдельного сотрудника КГБ "мы чествуем всех наших ветеранов и героев".
Имя советского разведчика Вартаняна часто ассоциируется с операцией "Длинный прыжок", в ходе которой, как утверждается, он помог предотвратить покушение на Сталина, Рузвельта и Черчилля, которые собирались на Тегеранскую конференцию.
Официальная информация о тех событиях при этом часто основывается на рассказах самого Вартаняна и его жены, а также на советских разведывательных данных. Несмотря на то, что он родился в Ростове, с самим городом его мало что связывает: еще в шестилетнем возрасте Вартанян вместе с семьей уехал в Иран – его отец уже тогда был тесно связан с советской внешней разведкой, отмечал документалист Николай Долгополов.