Благодаря журналистам агентства Associated Press (AP) весь мир узнал о том, что происходило в Мариуполе в первые недели после полномасштабного вторжения России в Украину. В то время российские войска окружили этот город и разрушали его – день за днем.
Полуторачасовой документальный фильм журналиста AP Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе» – это не только хроника тех событий. Это также очень личный фильм о работе военных репортеров и документировании истории.
В интервью Би-би-си режиссер говорит, что ему было важно передать в фильме каждую деталь увиденного в Мариуполе во время осады.
-Те, кто остался в Мариуполе, пережили этот ужас, российскую осаду, бомбардировки и теперь живут в городе под контролем российских властей. Как вы думаете, как им сейчас живется? Могут ли они подавить в себе пережитый опыт, забыть его?
-Мы разговариваем с людьми, которые до сих пор живут в Мариуполе. Это люди с разными обстоятельствами. Люди, которые не хотели, чтобы русские отняли у них единственный дом, который чудом уцелел. Люди, оставшиеся там, потому что заботятся о своих престарелых родителях, которые не хотят уезжать.
Некоторые из этих людей не отказались от своих украинских паспортов, не стали брать российские. У них действительно большие проблемы – они не могут уехать из Мариуполя: их останавливают на блокпостах, приговаривают к каким-то пятнадцати суткам, а потом отправляют обратно. Они практически живут в таком гетто, не могут получить нормальную медицинскую помощь.
Люди, которые готовы пожертвовать своей украинской идентичностью, могут остаться и жить нормально. Те, кто не хочет идти на этот компромисс, они либо должны уехать, либо находятся в таком опасном положении и нуждаются в нашей помощи. Потому что они просто не могут даже выехать.
Под Мариуполем, возле села Старый Крым, есть кладбище, там сорок тысяч могил. Большинство из них безымянные, просто цифры. Все это потенциальные военные преступления. И пока город не будет деоккупирован, мы не можем даже начать расследование.