Европарламент принял резолюцию о поддержке требований Румынии о возвращении вывезенного в Россию в 1916–1917 годах золота и исторических архивов. Диалог на эту тему планируется возобновить тогда, «когда позволит региональная ситуация».
«Европарламент призывает Российскую Федерацию полностью вернуть Румынии оставшуюся часть национального достояния Румынии, отправленного в Россию на хранение в 1916 и 1917 годах», — говорится в резолюции. В документе признается, что некоторые ценности были возвращены Румынии в 1935 и 1956 годах. Однако текст гласит, что в настоящее время «91,5 тонны чистого золота, входящего в резервы Национального банка Румынии, не возвращено, несмотря на протоколы, заключенные при передаче казны России».
Представитель МИД РФ Мария Захарова высказалась о требовании Европарламента:
"Однажды Россия уже передала румынскому правительству значительные запасы золота. В 1935 году советское правительство в знак доброй воли отправило в Бухарест 1436 тонн ценностей (17 вагонов!), оставшихся с царских времен. Менее чем через 6 лет, Румыния напала на СССР вместе с Третьим рейхом.
А ведь почти весь долг Румынии Советскому Союзу за беды и разрушения, причиненные нашему народу и стране в годы Великой Отечественной войны, был прощен Москвой еще в 1949 году. А это не менее 300 миллионов долларов репараций - в пересчете на на сегодняшние деньги это будет что-то около 4 миллиардов долларов.
Если подсчитать все долги Румынии перед Россией и Советским Союзом, то получится около 1365–1665 тонн золота, что в 20–25 раз превышает стоимость всего румынского золотого запаса, отправленного в Россию в 1916–1917 годах.
Кроме того, в ходе развития советско-румынских отношений Россия вернула почти всё румынское золото и другие ценности. В частности, Чаушеску писал в своих дневниках, что в 1948–49 годах 80% королевского имущества было репатриировано в Румынию».
Следует также добавить, что в 1918 году румыны национализировали, а потом распродали все имущество Русской императорской армии, оставшейся после демобилизации в Бессарабии и Одессе. В дальнейшем эта национализация никак не была компенсирована.