Возможность обмена Израилем заключенных палестинцев на захваченных ХАМАС заложников неожиданно привлекла внимание к лидеру движения ФАТХ Марвану аль-Баргути: его стали рассматривать как потенциального президента Палестинской автономии. ХАМАС настаивает на том, что он должен быть освобожден в рамках любой новой сделки по обмену заключенными и заложниками. Израиль отказывается освободить Баргути.
После нападения 7 октября представитель военного крыла группировки заявил, что «цена, которую придется заплатить» за возвращение заложников, — это «освободить израильские тюрьмы от всех палестинских заключенных».
Один из лидеров ХАМАС Усама Хамдан сказал Арабской службе Би-би-си: «Как движение, мы заняли четкую позицию, которой придерживаемся до сих пор, — это освобождение всех без исключения заключенных и задержанных в тюрьмах израильской оккупации».
Хамдан добавил: «Мы считаем это национальной миссией. К каждому заключенному, пожертвовавшему собой ради Палестины, должно быть одинаковое отношение. Именно так мы и поступили в ходе операции „Вафа аль-Ахрар“ (так ХАМАС называет обмен израильского солдата Гилада Шалита на палестинских заключенных в израильских тюрьмах в 2006 году)».
Марван Баргути, прозванный «палестинским Нельсоном Манделой», — один из самых известных палестинских заключенных. В 2002 году бывшего лидера «Танзим», боевой фракции ФАТХ, арестовали израильские войска, а суд приговорил Баргути к пяти пожизненным срокам заключения за многочисленные убийства и членство в террористической организации. По данным израильской прессы, в феврале прошлого года Баргути был переведен из тюрьмы Офер в какую-то другую тюрьму и помещен в одиночную камеру. Это случилось после того, как «израильские тюремные власти получили информацию о том, что аль-Баргути по нескольким каналам работает над подстрекательством к беспорядкам на Западном берегу в попытке разжечь третье восстание».
Министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир приветствовал перевод Баргути в изолированную камеру, а палестинская комиссия по делам заключенных осудила его заключение в одиночку.
ФАТХ и мирное сопротивление
Баргути начал свою политическую деятельность в возрасте 15 лет в движении ФАТХ, возглавляемом покойным Ясиром Арафатом. Во время учебы в университете Баргути то попадал в тюрьму, то выходил из нее, а во время первой интифады израильтяне депортировали его в Иорданию, чтобы помешать ему принять участие в восстании. Ему разрешили вернуться во время оптимистичных мирных переговоров 1990-х годов, которые он поддерживал. Но когда они провалились, что привело ко второй и гораздо более кровопролитной интифаде, Баргути стал выступать на публике в качестве организатора протестов.
По мере того, как развивалась его политическая карьера, он привлекал новых сторонников. На протяжении многих лет Баргути позиционировал себя как единственного человека, способного объединить враждующие палестинские политические группы.
В 2009 году Баргути ответил из тюрьмы на вопрос о возможности выдвижения своей кандидатуры, написав: «Когда будет достигнуто национальное примирение и будет достигнута договоренность о проведении выборов, я приму соответствующее решение».
«Он близок к ХАМАС и неоднократно сопровождал эту группировку, в частности, в рамках „Документа заключенных“. Он сумел заставить ХАМАС и ФАТХ договориться. Он умеет объединять людей, и именно поэтому у него были все шансы победить на выборах в законодательный орган, — утверждает в интервью телеканалу «Франс 24» Жан-Поль Шаньолло, глава парижского аналитического центра.
Но выборы на палестинских территориях в 2021 году так и не состоялись. После смерти Ясира Арафата в 2004 году Махмуд Аббас был единственным президентом Палестинской автономии. Хотя его полномочия официально истекли в 2009 году, Аббас откладывал выборы на неопределенный срок, ссылаясь на отказ Израиля разрешить включить Восточный Иерусалим в избирательные участки.
Однако многие эксперты считают, что истинной причиной решения Аббаса было желание избежать поражения. «Достаточно надежные израильские и палестинские опросы давали Баргути серьезные шансы на победу над Аббасом. Он все еще пользуется авторитетом среди палестинского населения», — напоминает Шаньолло.
В последние годы Баргути в палестинских опросах стал самой популярной фигурой среди молодежи, значительно опередив Аббаса (отставки которого требуют 90% опрошенных) и лидера ХАМАС Исмаила Ханию.
В условиях глубокого раскола палестинских фракций Баргути занимает промежуточное положение — его уважают светские националисты, а также исламисты, со многими из которых он установил тесные отношения в тюрьме. Даже ХАМАС, презирающий дружественные Западу круги, в которые он входит, давно требует освободить Брагути.
Баргути поддерживает мирное сопротивление, но не отказывается от насилия как средства покончить с оккупацией. Находясь в тюрьме, он играет центральную роль в палестинской политике и продолжает призывать к созданию палестинского государства рядом с Израилем.
«Хотя я и движение ФАТХ, к которому я принадлежу, решительно выступаем против нападений на гражданское население Израиля, нашего будущего соседа, я оставляю за собой право защищать себя, сопротивляться израильской оккупации моей страны и бороться за свою свободу», — написал он в газете Washington Post в 2002 году.
«Я по-прежнему стремлюсь к мирному сосуществованию равноправных и независимых стран Израиля и Палестины на основе полного ухода с палестинских территорий, оккупированных в 1967 году… Честно говоря, мы устали от того, что на нас постоянно сваливают вину за неуступчивость Израиля, в то время как все, чего мы добиваемся, — это соблюдения международного права».
Однако, если судить по письмам Баргути из тюрьмы, он, похоже, отказался от мысли о том, что прямые переговоры с Израилем позволят положить конец кризису. В 2015 году в своей колонке в Guardian он написал: «Настоящая проблема заключается в том, что Израиль предпочел оккупацию миру и использовал переговоры как дымовую завесу для продвижения своего колониального проекта. Каждое правительство во всем мире знает этот простой факт, и все же многие из них делают вид, что возвращение к неудачным рецептам прошлого может привести к свободе и миру».
В 2006 году Баргути сыграл ключевую роль в подписании «Документа заключенных», составленного палестинскими заключенными, связанными с ФАТХ, ХАМАС, «Исламским джихадом», Народным фронтом освобождения Палестины (НФОП) и Демократическим фронтом освобождения Палестины (ДФОП).
Текст призывал к созданию палестинского государства в границах 1967 года, ограничению палестинского сопротивления территориями, оккупированными в 1967 году, соблюдению взаимного прекращения огня и отстаиванию палестинцами своего права на сопротивление оккупации в соответствии с международным правом.
Его целью было сформировать коалиционное правительство, чтобы выйти из политического тупика, возникшего после победы ХАМАС на выборах 2006 года в секторе Газа, не признанной ни в Израиле, ни на Западе, и приведшей к кровопролитному размежеванию ФАТХ и ХАМАС.
По мнению аналитиков, с которыми беседовала Арабская служба Би-би-си, Баргути может стать «консенсусным вариантом» на роль главы палестинской автономии.
Политический аналитик и исследователь Ораиб аль-Рантави считает Баргути «относительно умеренным», по сравнению с некоторыми другими палестинскими лидерами.
По его словам, его «национальная и объединяющая личность, не связанная с экстремистскими течениями в палестинском национальном движении, делает его популярным и приемлемым для большинства фракций».
«Бригады мучеников Аль-Аксы»
Баргути был арестован в ходе операции в 2002 году, когда Израиль обвинил его в создании военной группы «Бригады мучеников Аль-Аксы», неоднократно совершавшей смертоносные нападения на израильских солдат и поселенцев, а также ряд убийств и взрывов смертников в автобусах, ресторанах и отелях.
Министерство иностранных дел Израиля опубликовало статью, в которой обвинило Баргути в том, что до своего ареста в 2002 году он возглавлял вооруженные группировки, «возглавив кровавую вторую интифаду».
Баргути не выступил в свою защиту на суде, где в 2004 году его признали виновным в причастности к пяти убийствам. И он сам, и его адвокаты отказались признать юрисдикцию израильского суда. Во внесудебном порядке он отрицает обвинения в том, что отдавал приказы об убийствах.
В итоге Баргути был приговорен к пяти пожизненным срокам и 40 годам тюрьмы.
Его жена Фадва сказала Би-би-си: «Обвинения были выдвинуты против него не потому, что он совершил эти действия своими руками, а скорее потому, что он был лидером».
Фадва, адвокат по профессии, говорит, что во время допроса Баргути отверг «все выдвинутые против него обвинения», и «он отрицал обвинение в том, что основал „Бригады мучеников Аль-Аксы“».
ХАМАС давно добивается освобождения Баргути. В ноябре 2021 года в телеграм-канале движения было опубликовано заявление Халиля аль-Хайи, главы офиса арабских и исламских связей ХАМАС, в котором говорится: «Мы добиваемся включения лидера Марвана Баргути и лидера Ахмеда Саадата (генерального секретаря Народного фронта освобождения Палестины) в список имен для обмена».
Израиль отказался освободить Баргути в 2011 году в рамках сделки по обмену израильского солдата Гилада Шалита на палестинских заключенных. Зато тогда из тюрьмы вышел лидер ХАМАС в Газе Яхья Синвар.
Ораиб аль-Рантави утверждает, что потенциальная передача Баргути Палестинской автономии может быть связана со сделкой по обмену между ХАМАС и Израилем.
Аль-Рантави сказал Би-би-си, что освобождение Баргути зависит от того, пожертвует ли Израиль заложниками, чтобы не идти на уступки и продолжать войну. Однако он считает, что «американское и внутриизраильское давление затрудняет Нетаньяху выбор этого варианта, поэтому он может склониться к сделке по обмену заключенными и заложниками».
Выйдет ли Баргути на свободу?
Сам Нетаньяху назвал «бредовыми» требования ХАМАС об освобождении большого числа палестинцев.
По мнению Меира Масри, профессора и политолога Еврейского университета в Иерусалиме и члена Центрального комитета Израильской рабочей партии, трудно представить, чтобы израильское правительство освободило Баргути «из-за исторических прецедентов», имея в виду сделку, в результате которой был освобожден Синвар.
«Жесток, хитер и проницателен». Кто такой Яхья Синвар, лидер ХАМАС в Газе?
В качестве причины он назвал то, что «Баргути отбывает несколько пожизненных сроков», а также то, что израильские правые выступают против освобождения тех, кого Масри назвал «террористами».
«У Израиля есть все основания держать его в тюрьме, — говорит в интервью Al Jazeera Халед Эльгинди, старший научный сотрудник Института Ближнего Востока, — Это старая колониальная стратегия „разделяй и властвуй“… Нетаньяху будет очень заинтересован в том, чтобы Западный берег был отделен от Газы, а Аббас, со всеми его недостатками, оставался на своем месте».
Считается, что Баргути, по-прежнему будучи членом Центрального комитета ФАТХ, сохранил веру в возможность объединения различных палестинских фракций, что после размежевания ФАТХ и ХАМАС представлялось маловероятным.
Для Израиля это не очень хорошая новость: к потенциальным трудностям, связанным с необходимостью иметь дело с единым палестинским фронтом, добавляется репутация Баргути как известного борца сопротивления и человека, которого Израиль осудил за его прошлые действия.
«Освобождение Баргути потребует определенного прагматизма, который, похоже, не под силу ни правому кабинету Нетаньяху, ни самому Нетаньяху, — сказал Эльгинди. — Судя по тому, что мы видим, они не заинтересованы в чем-то, кроме обращения к своей электоральной базе и игры на ее самых базовых инстинктах».