"Я не знаю, стоит ли добавлять в Уголовный кодекс слово литвинизм, потому что мне кажется, что у нас тогда будет долгая дискуссия о том, что оно на самом деле означает. Наш Уголовный кодекс не должен содержать таких расплывчатых понятий", - заявила премьер-министр журналистам в Сейме в четверг.
Она коснулась этой темы после сообщений разведслужб, что политики и общественные деятели в последнее время начали получать много электронных писем с угрозами от групп, пропагандирующих идеологию литвинизма и якобы действующих в Литве.
Однако Департамент государственной безопасности (ДГБ) Литвы подчеркнул, что в Литве нет представляющих угрозу организованных групп, пропагандирующих литвинизм. По мнению ДГБ, подобные письмоа связаны с психолого-информационными операцями враждебных государства и имеют целью вызвать дискредитировать белорусскую демократическую оппозицию.
Премьер-министр полагает, что в Уголовном кодексе достаточно оснований, если необходимо наказать враждебных к государству лиц.
В опубликованном ДГБ в начале марта отчете было указано, что сотрудники белорусской разведки пытались вербовать представителей белорусской диаспоры в Литве. Среди ее представителей есть и лица, пропагандирующие радикальные политические взгляды.
Примером тому является проявление литвинизма - радикальной ветви белорусского шовинизма. Эти лица отрицают балтийское происхождение князей, управлявших Великим княжеством Литовским, и ставят под сомнение принадлежность Вильнюсского края Литве.
Департамент госбезопасности подчеркивает, что белорусский режим использует литвинизм для разжигания разногласий между белорусами, укрывшимися в Литве, и жителями Литвы, а более широкое распространение таких настроений среди членов белорусской диаспоры нанесет вред их интеграции в литовское общество и будет способствовать росту межэтнической напряженности.
Департамент также констатирует, что среди представителей белорусской диаспоры есть сторонники правоэкстремистской идеологии.