Группа британских бывших высокопоставленных дипломатов и чиновников предлагает упразднить Форин-офис (полное название: Министерство иностранных дел, по делам Содружества и развития) и заменить его новым департаментом по международным делам — отвечающим духу времени и с «меньшим количеством картин колониальной эпохи на стенах».
Они написали брошюру под названием «Мир в 2040 году: Обновление подхода Великобритании к международным делам», в которой предлагают радикальную реформу внешней политики Великобритании. Нынешний МИД представляется авторам элитарным и «глубоко застрявшим в прошлом».
Авторы предлагают наделить новое ведомство широкими полномочиями, причем не только во внешней политике — по их замыслу, ему надлежит координировать стратегии в области торговли и гуманитарной помощи, экономического развития и изменения климата, и все это во имя процветания и безопасности Великобритании.
Среди авторов доклада — бывший секретарь кабинета министров лорд Седвилл, бывший генеральный директор Министерства иностранных дел Моаззам Малик и Том Флетчер, бывший посол и советник по иностранным делам нескольких премьер-министров страны — лейбористов Тони Блэра и Гордона Брауна и консерватора Дэвида Кэмерона.
Понимая, что столь широкий спектр полномочий обойдется недешево, авторы предлагают правительству взять на себя обязательство тратить на международную деятельность 1% годового дохода страны (примерно так же, как обязательство тратить 2% дохода на оборону).
Чтобы избежать постоянной смены приоритетов с каждым новым министром, Парламент должен дать новому департаменту «четкий мандат и ключевые цели», лежащие «за пределами срока полномочий отдельных министров».
Все это должно позволить Великобритании более успешно преследовать свои долгосрочные внешнеполитические цели. К неутешительным выводам о состоянии Форин-офиса бывшие министры, советники и чиновники высокого ранга пришли на конференции в Оксфорде, длившейся два дня.
О Министерстве иностранных дел, по делам Содружества и развития участники конференции отзываются без пиетета: по словам лорда Седвилла, оно «слишком часто работает как гигантский частный офис министра иностранных дел, реагирующий на сиюминутные проблемы текущего министра».
МИД с трудом справляется с расстановкой приоритетов и распределением ресурсов, его слияние с Департаментом международного развития в 2020 году не дало видимых результатов. До того ведомство носило название Министерства иностранных и дел и по делам Содружества, а еще раньше, напоминают авторы публикации, — Министерства иностранных дел и по делам колоний.
«Само помещение на Кинг-Чарльз-стрит также намекает на принадлежность Министерства иностранных дел к элитарной среде, уходящей корнями в прошлое, — говорится в брошюре. — Модернизация интерьера — возможно, с меньшим количеством картин колониальной эпохи на стенах — могла бы помочь создать более открытую рабочую культуру и послать четкий сигнал о будущем Великобритании».
Министерство иностранных дел, расположенное на Кинг-Чарльз-стрит в Уайтхолле, было построено в период расцвета Британской империи в 1860-х годах в классическом викторианском стиле, что должно было производить соответствующее впечатление на иностранных гостей.
Среди многочисленных картин, рассказывающих об имперском прошлом Великобритании, одна — рядом с кабинетом министра иностранных дел — изображает Африку темнокожим мальчиком, держащим корзину с фруктами.
«Островная держава среднего размера»
Главная мысль авторов заключается в том, что Великобритания больше не империя, над которой никогда не заходит солнце. Это надо осознать, а цели и методы внешней политики соответствующим образом скорректировать.
Британии необходимо более четко осознать свою «цель, историю, интересы и активы как островной державы среднего размера», считают бывшие дипломаты.
Она «не сможет полагаться только на свои традиционные союзы с США и Европой», а должна формировать «прагматичные» новые партнерства с другими «средними державами» (в понимании авторов — региональными лидерами) в других частях света, особенно в Азии.
Не отказываясь от существующих альянсов, страна должна строить отношения с новыми союзниками, даже если их «интересы и ценности могут меньше совпадать» с британскими. Великобритания должна «быть более командным игроком, проявляя смирение и уважение», а не пытаться проецировать на мир образ «величия», сегодня кажущийся анахронизмом, добавляют они.
«Будучи державой среднего размера, не входящей в Европейский союз, мы потенциально могли бы многому научиться у таких стран, как Норвегия, Канада, Швейцария и Япония, которые используют свои размеры и независимость для оказания значительного влияния на мировой арене».
Для всего этого и нужен новый департамент по международным отношениям. По мысли авторов, он будет заниматься долгосрочной стратегией и политикой, оставив проведение в жизнь конкретных замыслов другим полуавтономным государственным структурам.
В ответ на публикацию Министерство иностранных дел заявило, что у него есть четко определенные приоритеты, а именно: поддержка Украины, создание более безопасного Ближнего Востока, содействие международному развитию и укрепление безопасности, процветания и создание рабочих мест в Великобритании.
Представитель Форин-офиса заявил, что министерство максимально полно использует свое положение и стремится «оказывать еще большее влияние и воздействие на мировой арене». По его словам, недавно министерство провело аудит, чтобы убедиться, что оно находится в хорошей форме, и осталось довольно результатами.