Российская армия пыталась прорвать украинскую оборону на севере Харьковской области. По информации минобороны Украины, атаки российских войск удалось отбить, но бои разной интенсивности продолжаются. Сам же Харьков российские военные обстреливают практически каждый день уже не первый месяц. Будет ли наступление на Харьков – сейчас одна из самых обсуждаемых тем в городе.
Александр Фильченко с женой и старшим ребенком застали большую войну на отдыхе за границей. Однако они вернулись в родной Харьков практически сразу и рискнули открыть собственный бизнес – кофейню в самом центре города. По словам Александра, они с женой не жалеют о своем решении и не планируют закрываться.
"Так плохо, как было 24 февраля 2022 года, думаю, уже не будет. Поэтому мы не переживаем об этом. Есть проблемы со светом, есть неудобства некоторые, но держимся, работаем", – говорит Александр.
Сейчас свет в городе отключают, а без него работа в кофейне парализована. Поэтому Александру приходится почти каждый день заводить генератор.
Для семьи Фильченко было важно вернуться домой и воспитывать своих детей здесь. Несколько месяцев назад у них родилась дочь – Рута.
Массовой эвакуации из Харькова сейчас нет: кафе и магазины работают, только под ежедневными обстрелами российской армии. Бьют в том числе и по жилым кварталам, и по детским площадкам, и по предприятиям.
Командующий сухопутными войсками ВСУ Александр Павлюк подтвердил, что у России есть план захвата Харькова и Сум. Об этом он рассказал в интервью The Times. Насколько эти планы серьезны, Павлюк не знает.
В Харьковской военной областной администрации говорят, что к обороне готовы, а вдоль границы уже не первый месяц строят укрепления – это тонны бетона и километры рвов.
"Мы наблюдаем за врагом. Там действительно идет накопление определенных сил. Пока говорить об активизации их действий рано. Что касается возможности открытия новой линии фронта, то об этом тоже говорить рано", – отмечает глава Харьковской областной военной администрации Олег Синегубов.
Харьковский бизнесмен и волонтер Юрий Сапронов говорит, что не переживает из-за наступления. Особенно после того, как узнал об усилении и увидел укрепления своими глазами.
"Я своими глазами видел, какие сегодня у нас есть линии обороны вокруг Харькова. Это не 24 февраля 2024 года, поверьте мне", – говорит Сапронов.
Но жить в Харькове и без потенциального наступления – небезопасно, говорит Сапронов: "Я удивляюсь, когда иду в сад Шевченко или Горького – куча детей, где-то бахнуло. Народ присел, даже не упал. Это неправильно. У нас потеряно чувство опасности. Потому что однозначно мы самый обстреливаемый город в стране. У меня есть цифра на первое января: 34% обстрелов Украины – это город Харьков".
В городских парках и правда очень много людей. И часто это матери с детьми. Подруг Анастасию и Анну мы встретили на прогулке с малышами. Говорят, что выезжали в начале полномасштабного вторжения, но как только обстрелы стихли, вернулись в город. Сейчас эвакуироваться снова не спешат.
"Пока не собираемся, пока гуляем. Не могу сказать, что спокойно, но гуляем. Переживаем, естественно. Но пока не собираемся оставлять", – говорит Анастасия Комендант.
"Мы тоже не собираемся. Только разговаривали на эту тему, что, конечно, страшно, но не понимаем, где правда, что будет наступление, а где вранье. Не владеем такой информацией, поэтому не собираемся", – продолжает Анна Царюк.
По подсчетам мэрии, сейчас в городе проживает больше миллиона человек. Это минимум на треть меньше, чем было до полномасштабной войны.