Путин в очередной раз утверждает, что Россия остается открытой для диалога и переговоров после более чем двух лет войны, которую он начал в феврале 2022 года. Запад и Украина считают, что Путин говорит неправду.
«Мы положительно оцениваем подходы Китая к урегулированию украинского кризиса. В Пекине прекрасно понимают его первопричины и глобальное геополитическое значение», — говорится в стенограмме интервью, опубликованной на сайте Кремля.
Таким образом Путин ответил на вопрос, в котором упоминался документ «Позиция Китая по политическому урегулированию украинского кризиса», опубликованный 24 февраля 2023 года, а также встреча председателя КНР Си Цзиньпина с канцлером ФРГ Олафом Шольцем в апреле этого года. На этой встречи китайский лидер сформулировал еще четыре принципа мирного урегулирования.
Эти принципы, по словам Путина, «органично дополняют» китайский план 2023 года. Он назвал их «реалистичными и конструктивными шагами» по достижению мира, которые «развивают идеи о необходимости преодоления менталитета холодной войны».
Более года назад Пекин представил документ из 12 пунктов, в котором излагаются общие принципы прекращения войны, но без подробностей, напоминает Reuters. В России китайский план не вызвал особого энтузиазма, а Украина и США заявили, что хотя Китай и позиционирует себя как миротворца, он отражает «ложный нарратив» России — и не осуждает вторжение, пишет агентство.
Дополнительные инициативы Си Цзиньпина призывают к «охлаждению» ситуации, созданию условий для восстановления мира и стабильности, а также минимизации воздействия на мировую экономику. Глава МИД России Сергей Лавров в апреле называл предложение Пекина «разумным планом».
Мирный план президента Украины Владимира Зеленского предусматривает вывод российских войск, восстановление постсоветских границ 1991 года и привлечение России к ответственности за свои действия. В июне в Швейцарии запланирован мирный саммит, на который России не пригласили. Москва называет эту инициативу бессмысленной, заявляя, что переговоры о мире должны учитывать «новые реалии».
Китай присутствовал на некоторых подготовительных переговорах к саммиту, а Украина приложила огромные усилия, чтобы убедить его принять участие, отмечает Reuters.