Одному из самых трагичных и загадочных эпизодов истории — расстрелу царской семьи в Екатеринбурге — 17 июля исполняется 105 лет.
Великий князь Финляндский, царь Польский, император Всероссийский — вот основные титулы Николая II, которые он сохранял вплоть до своего отречения от власти в марте 1917-го. После этого жить ему оставалось чуть более года, как, впрочем, и всей его семье, — до 17 июля 1918-го. Сестра императрицы, преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна, будет сброшена в шахту на следующий день, 18 июля. О жестокости убийства семьи российских августейших особ, от которой веет средневековьем, долго молчали...
Семеро членов императорской семьи, трое слуг и придворный доктор до последнего не подозревают, что их ведут в подвал дома купца Ипатьева на казнь. Руководитель расстрельной команды Яков Юровский быстро сообщит о приговоре и откроет огонь.
Николай упадет первым, вслед за ним — императрица Александра Федоровна. Всех остальных — царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию — добьют чуть позже.
Большевики опасались мести белых, которые подходили к Екатеринбургу. Местом окончательного сокрытия улик должна была стать выработанная шахта в лесу к северо-западу от Екатеринбурга. Место называли Ганина Яма по имени бывшего владельца рудника.
Сейчас здесь стоит мужской монастырь Царственных Страстотерпцев, а на месте убиения, Ипатьевского дома, которого уже нет, — Храм-памятник на Крови во имя всех святых, в земле российской просиявших.
Семью императора Николая II канонизировали в 2000 году. И, хотя было немало споров об их роли в российской истории, ясно одно: по мнению церкви, семья императора справедливо причислена к мученикам и царственным страстотерпцам.
«Страстотерпец» — один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божьих заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца та, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется. Как и император Николай II...
Царственные страстотерпцы, «… стяжав нетленные мученические венцы, ныне молятся о всех нас у Престола Царя Славы…».