Пивной городок
В 1815 году 27-летний купец третьей гильдии Петер Рудольф Киммель основал в самом центре Риги на нынешней улице Марсталю пивоварню P.R.Kymmel. Время было простое, и от производителя никто еще не требовал выносить производство подальше от центра. Да и масштабы производства были скорее домашними. Но численность горожан росла, было для кого наращивать производство пенящегося напитка, и в 1840 году предприятие получило новое оборудование.
Позже компания перешла в руки старшего сына Петра, Карла Людвига Киммеля. При нем в 1850 году на нынешней улице Бруниниеку были построены новые помещения пивоварни и солодовой фабрики. Сменился владелец, расширился профиль - все это нашло отражение в смене названия предприятия, которое стало называться Bierbrauierei und malz fabrik C.L.Kymmel. В 1867 году пивоварня производила темное пиво, портер и баварское пиво. Баварское пиво изготовлялось из ячменного солода, а солод – из местного ячменя и баварского хмеля.
В 70-е годы XIX века были построены главный производственный корпус и новое помещение для варки солода. Шагая в ногу со временем, на предприятии стали использовать паровой двигатель. Других машин, помимо паровых, еще не знали, а ветряные и водяные мельницы не в счет.
Паровые машины считались опасными – а вдруг рабочие не углядят за давлением, и все сооружение рванет с огромной силой. Поэтому на установку каждого такого двигателя требовалось разрешение губернатора. В принципе, формальность, но тем не менее. Со временем на новом месте возникает целый городок: пивные погреба, конюшни, даже жилые дома для рабочих.
Копилка происшествий
Чем крупнее становилось производство, тем больше происходило случаев травматизма. 7 марта 1889 года рабочие пустили из крана пар и причинили ожоги работнику Индрику Крузе, которого пришлось отправить в больницу. Если верить рассказам, кран открыли, дурачась друг с другом. 13 мая того же года рабочий Юрис Инне упал с высоты в погреба и получил столь сильные увечья, что жизнь его находится в большой опасности. Он же 12 ноября вновь упал в погреб и получил рану головы.
18 ноября уже 1898 года во время подгонки клапана к чердачному помещению подмастерья Отто Нелиус и Марцис Тильтинь оборвавшейся цепью с гирей получили ушибы руки и спины. Тильтинь отправлен в больницу.
25 ноября 1898 года плотник Мартин Гунц выполнял на фабрике работы, прервался, а инструменты оставил на месте. Вернулся – а инструментов на семь рублей на месте нет. Заявил полиции. Околоточный надзиратель Грубе довольно быстро установил, что эту кражу совершил другой работник фабрики. Пропажа была обнаружена и возвращена владельцу.
«Через тернии – к звездам»
Пиво с завода нужно было регулярно развозить по заказчикам. Эту работу выполняли извозчики. В наше время, говоря об извозчике, обычно имеют в виду возницу, развозившего пассажиров. Но в XIX веке извозчиками называли всех, кто занимался извозом, а легковым или грузовым – это уже вопрос специализации. Любое крупное предприятие всегда имело в штате ломовых извозчиков. Но и здесь имелись свои проблемы. Во время езды извозчики частенько закуривали, а это считалось нарушением правил извоза, за что полицейские безжалостно штрафовали замеченных.
Бывали случаи и посерьезнее. В эпоху живых коней, когда к аварии мог привести укус назойливого шершня или любой громкий звук, способный напугать лошадь, аварийных случаев было предостаточно. К примеру, 25 июля 1895 года на 1-й Выгонной Дамбе (нынче ул. Пулквежа Бриежа) кучер завода крестьянин Ян Вал, объезжая молодую лошадь, упал с козел на мостовую и сломал ногу.
Имелись и другие напасти. 15 октября 1897 года в 9 часов утра на пивоваренном заводе Карла Киммеля возник пожар. Пока приехали пожарные, обгорела часть крыши. Убыток составил около 100 рублей. Спасло, что пожарные быстро приехали.
Римскому философу и воспитателю Нерона приписывают фразу Per aspera ad astra - «Через тернии – к звездам», то есть через усилие к победе, через трудности к триумфу. В полном соответствии с этим изречением протекала жизнь пивоваренного завода. В конце 1893 года завод имел магазины, или, как тогда говорили, склады, расположенные на Малой Монетной № 15 и Большой Московской № 51. Кроме того, пиво пивоварни К.Л. Киммеля можно было приобрести на складе (магазине) «Егер и Ко» на Большой Александровской (Бривибас), в доме № 2.
Во время Первой мировой войны, когда фронт приближался к Риге, фабричное оборудование и рабочие были эвакуированы в Торопец.
Второй шанс
На этом история пивного завода Киммеля в Риге могла и закончиться, но жизнь решила дать второй шанс если не самому владельцу, так предприятию.
Летом 1919 года в Латвии было основано общество «Плодоэкспорт». Для переработки ягод и фруктов после осмотра нескольких пустующих заводов решили использовать пустующий пивоваренный завод Киммеля. А заодно и возобновить производство солода и пива.
Товарный знак «Киммель» был хорошо узнаваем до войны, поэтому фабрике то ли вернули, то ли присвоили старое наименование. Дело пошло, и к 1929 году под фирменным знаком Kymmel производили также сельтерскую воду, плюс воды минеральные и фруктовые.
В 1941 году завод был национализирован и стал именоваться Рижский пивоваренный завод № 2. После прихода немцев старое немецкое имя Kymmel ненадолго вернулось, но после войны завод вновь стал Вторым Рижским пивоваренным заводом.
В 1957 году производство было переименовано в просто Рижский пивоваренный завод без номера, а в 1959-м – в пивоваренный и винный завод «Рига». Затем к успешному заводу начали присоединять производственные линии в различных городках под Ригой, и он дорос до статуса производственного объединения.
Эпилог
События конца ХХ века подкосили производство. На исходе столетия предприятие прошло приватизацию, протянуло еще несколько лет, в 2001 году было переименовано в Kimmel Riga, а вскоре перевело свое производственное оснащение в Адажи.
Полузаброшенный квартал на месте исторической пивоварни Kimmel в центре Риги планируется оживить, вложив до 80 млн евро, но когда это произойдет и произойдет ли, никому не ведомо.
Олег ПУХЛЯК, историк, специально для «Неделя СЕГОДНЯ».